Экономическая сущность, правовые основы и техника землеустройства.
Землеустройство, как всякое
действие, выражается определенным результатом. Внешним результатом
землеустроительного действия являются: а) правовое обоснование землепользования;
б) границы землепользования; в) режим (характер и порядок) использования
земельного участка. В силу этого землеустройство обычно воспринимается как
техническое мероприятие по закреплению на местности определенных прав владения
и пользование землей. Следует подчеркнуть: техническая
и правовая стороны землеустройства очень важны, хотя отражают лишь внешние его
проявления. Сущность землеустройства
определяется его экономическим содержанием.
Экономическая сущность
землеустройства связана с улучшением использования территории в целом с
непосредственным влиянием на социально-бытовые и экологические условия.
Реформирование земельных отношений приводит к коренному изменения трех основных
звеньев: расселения, размещения и производственных предприятий и самой
организационно-хозяйственной структуры. Особенно заметно это проявляется в
сельском хозяйстве. Очевидно, что насущные вопросы расселения и занятости
населения сельской местности не могут быть решены без рационального
землеустройства.
Организация территории, как
следствие землеустройства, должна соответствовать потребностям и формам
организации производства. С этой целью земельным участкам и отдельным
землепользованиям придаются определенные размеры и конфигурация, определяются
состав и площади угодий, обеспечивающие высокую эффективность производства. При
этом технические и организационно-правовые факторы (границы, площади, права и
обязанности) подчиняются экономическим требованиям.
С решением экономических и
социальных задач тесно связаны экологические проблемы, также решаемые на основе
землеустройства. Рассматривая землеустройство в едином комплексе
природоохранной системы, следует выделить два аспекта: технологический и территориальный.
В технологическом
отношении землеустройство, определяя характер и порядок использования
земель, способно предотвратить экологические нарушения на данной территории.
Территориальный аспект проблемы заключаются в том,
что в процессе землеустройства размещаются и устанавливаются границы территорий
природоохранного и защитного назначения, имеющие особый режим использования. То
есть обосновывается целесообразное размещение как предприятий, нарушающих
экологическое равновесие, так и объектов окружающей среды.
Существенная сторона
землеустройства заключается в том, что оно всегда имеет правовое содержание. Это выражается в отнесении земельного участка
к определенной категории, установление целей, задач и режима землепользования,
определении прав и обязанностей землевладельца, землепользователя (или
арендатора), установление ограничений и обременений (сервитутов). В
определенном законом порядке оформляется землеустроительная документация и
осуществляется землеустроительный
процесс.
Правовой основой землеустройства является Конституция РФ, земельный кодекс, федеральные
законы, законы субъектов Федерации,
подзаконные нормативные акты, ведомственные положения, инструкции, методические
и технические указания.
Конституция декларирует
общий характер земельных отношений: виды и формы собственности на землю, права
и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами и другие
фундаментальные основы земельного строя.
Земельный кодекс – это
систематизированный свод норм земельного законодательства, регулирующий
земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие землеустройства и его
содержание, устанавливаются землеустроительные действия, дается общая
регламентация землеустроительного процесса. Прямое отношение к землеустройству
имеют нормы гражданского, лесного и
ряда других кодексов РФ.
Среди законов – нормативных
актов, принятых Законодательным Собранием, особое значение для осуществления
землеустроительных мероприятий имеют законы «О землеустройстве» (2001) и «О
земельном кадастре» (2000). Закон «О землеустройстве» определяет основные
понятия, задачи и содержание мероприятий, обязательность и основания проведения
землеустройства, условия государственного регулирования, контроля и экспертизы
землеустроительной документации, а также
другие важнейшие положения.
Закон «О земельном кадастре», регулируя систему регистрации землепользований,
учета и оценки земель, непосредственно относится к землеустройству в той его
части, которая направлена на осуществление земельного кадастра.
Все подзаконные нормативные
акты должны соответствовать действующим законам. К подзаконным актам относятся:
указы Президента РФ, постановления правительства, распоряжения министерств и
ведомств, приказы, инструкции, методические и технические указания, а также
распоряжения местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В отличие от законов,
устанавливающих общие нормы для всей территории Российской Федерации,
подзаконные акты могут иметь временный характер, ограниченность действия на
определенной территории или в рамках какого-либо ведомства. Они касаются, в
основном, конкретных землеустроительных мероприятий.
Среди подзаконных актов
особое место занимают инструктивные материалы: инструкции, методические
рекомендации и др. Инструкция – это руководящие указания, свод правил,
устанавливающих порядок и способ выполнения какой-либо работы. Методические
указания и технические рекомендации разрабатываются на основе инструкции в
целях оказания методической помощи исполнителям работы, обеспечения
единообразия ее результатов по форме и содержанию. Инструктивные материалы
издаются руководящими организациями в центре и на местах: министерствами,
ведомствами, управлениями и др.
Правовое содержание землеустроительные действия приобретают в силу
того, что производятся во исполнении законов, инструкций и указаний
компетентных государственных органов. Землеустройство проводится в обязательном порядке,
если изменились границы землепользования, вновь предоставлен или изъят
земельный участок, проводится перераспределение земель в границах
сельскохозяйственного предприятия или же существенно изменяется режим
использования части предоставленных земель, если выявлены нарушения земель,
заметно проявляются процессы эрозии, подтопления, заболачивания и другие
негативные процессы.
Техническое обеспечение процесса землеустройства:
1.Изготовление
планово-картографических материалов как основы изучения земельных ресурсов,
инвентаризации земель, разработки проектов и схем землеустройства.
2.Проведение
землеустроительных, почвенных, почвенно-эрозионных, геоботанических,
мелиоративных, водохозяйственных, дорожных и других обследований и изысканий
для целей землеустройства.
3.Использование
технических приемов и методов землеустроительного проектирования и обоснования
проектных решений, включая экономико-математические модели и средства
автоматизации.
4.Топографо-геодезические
методы и средства перенесения в натуру проектов землеустройства, установления
границ землепользований и земельных участков на местности.
5.Технические средства
изготовления землеустроительной документации.
От технической оснащенности
землеустройства, его точности и оперативности действий зависит достоверность
государственного банка данных о земле и землепользовании.
Сулин
М.А.
«Основы
землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.