Содержание землеустройства на современном этапе.

 

 

Широта и многогранность проблемы рационального использования земельных ресурсов, ее исторические корни и взаимосвязь с другими проблемами социально-экономического развития государства формирует неоднозначный подход к определению содержания землеустройства. Это вполне закономерно, так как землеустройство, с одной стороны, рассматривается как социально-экономическое явление, ход которого диктуется общими потребностями народного хозяйства, а с другой стороны -–как система государственных мероприятий, состав и очередность которых диктуется конкретными задачами развития земельных отношений на современном этапе.

Действующее земельное законодательство регламентирует содержание землеустройства в качестве системы государственных мероприятий. Это выражается в следующих землеустроительных действиях:

Изучение состояния земель. Проводится в целях получения информации о количественном состоянии земельных ресурсов на основе геодезических и картографических работ; почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий; оценки качества земель; инвентаризации земель.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны. Это направление включает: природно-сельскохозяйственное районирование; разработку предложений по системе рационального использования земель и их охране; определение территорий, в границах которых могут быть предоставлены земельные участки гражданам и юридическим лицам; определение границ специальных земельных фондов; разграничение земельного фонда по категориям и видам, установленным законодательством.

Территориальное землеустройство, включает образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также их межевание. Территориальное землеустройство проводится при изменении границ землевладений и землепользований, предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, изъятии, купле, продаже и других сделках с земельными участками. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ землевладений, землепользований, земельных участков, муниципальных и других административно- территориальных образований.

Внутрихозяйственное землеустройство. Проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни.

Установленные законодательством землеустроительные действия реализуются через государственный заказ. На практике основные направления землеустроительных работ формируются и методически совершенствуются в течение многих лет, получая законченные форму и содержание. Основными направлениями можно считать следующие: разработка земельных прогнозов, региональных программ использования земельных ресурсов, областных и районных схем землеустройства; составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий; разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; обоснование отводов земель и формирование землепользований несельскохозяйственного назначения; проведение топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных и других обследований и изысканий.

Значительная часть землеустроительных мероприятий непосредственно связана с ведением государственного кадастра. Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документальных сведений о местоположении земель. В его задачи входит регистрация землевладений и землепользований, количественный и качественный учет земельного фонда, бонитировка почв и экономическая оценка земель. Данные кадастра используются в обязательном порядке для различных нарохозяйственных целей – при планироваии использования и охраны земель, размещения и специализации производства, мелиорации земель земель, определении и обосновании платы за землю, инвентаризации земель, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий. Особенно они необходимы они при землеустройстве, поскольку служат ему исходной информацией.

Результаты землеустройства, в свою очередь, являются документальной основой для ведения земельного кадастра и фиксируются (после утверждения землеустроительной документации) как официально произошедшие изменения в границах и режимах землепользования. Поэтому землеустройство и земельный кадастр в профессиональном отношении представляют собой определенное единство: землеустройство – это государственный механизм перераспределения земель, а земельный кадастр – система документации о состоянии земельного фонда в каждый конкретный период.

Землеустройство как организационно-территориальная основа производства связано с мелиорацией земель, дорожным, водохозяйственным и производственным строительством и осуществлением других мероприятий, влияющих на организацию территории, использование земельных  и других природных ресурсов. Таким образом, содержание современного землеустройства охватывает весьма широкий круг вопросов.

 

 

Сулин М.А.

«Основы землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]