Содержание землеустройства на современном
этапе.
Широта и многогранность проблемы рационального использования земельных ресурсов, ее исторические корни и взаимосвязь с другими проблемами социально-экономического развития государства формирует неоднозначный подход к определению содержания землеустройства. Это вполне закономерно, так как землеустройство, с одной стороны, рассматривается как социально-экономическое явление, ход которого диктуется общими потребностями народного хозяйства, а с другой стороны -–как система государственных мероприятий, состав и очередность которых диктуется конкретными задачами развития земельных отношений на современном этапе.
Действующее земельное
законодательство регламентирует содержание землеустройства в качестве системы
государственных мероприятий. Это выражается в следующих землеустроительных
действиях:
Изучение состояния земель. Проводится в целях получения информации о
количественном состоянии земельных ресурсов на основе геодезических и
картографических работ; почвенных, геоботанических и других обследований и
изысканий; оценки качества земель; инвентаризации земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их
охраны. Это
направление включает: природно-сельскохозяйственное районирование; разработку предложений
по системе рационального использования земель и их охране; определение
территорий, в границах которых могут быть предоставлены земельные участки
гражданам и юридическим лицам; определение границ специальных земельных фондов;
разграничение земельного фонда по категориям и видам, установленным
законодательством.
Территориальное землеустройство, включает образование новых и
упорядочение существующих объектов землеустройства, а также их межевание. Территориальное
землеустройство проводится при изменении границ землевладений и
землепользований, предоставлении земельных участков гражданам и юридическим
лицам, изъятии, купле, продаже и других сделках с земельными участками.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на
местности границ землевладений, землепользований, земельных участков,
муниципальных и других административно- территориальных образований.
Внутрихозяйственное землеустройство. Проводится в целях организации рационального
использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также
земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни.
Установленные
законодательством землеустроительные действия реализуются через государственный
заказ. На практике основные направления землеустроительных работ формируются и
методически совершенствуются в течение многих лет, получая законченные форму и
содержание. Основными направлениями можно считать следующие: разработка земельных
прогнозов, региональных программ использования земельных ресурсов, областных и
районных схем землеустройства; составление проектов образования новых и
упорядочения существующих землевладений и землепользований сельскохозяйственных
предприятий; разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других
проектов, связанных с использованием и охраной земель сельскохозяйственного
назначения; разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель,
защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению
сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; обоснование отводов земель
и формирование землепользований несельскохозяйственного назначения; проведение
топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, мелиоративных,
водохозяйственных и других обследований и изысканий.
Значительная часть
землеустроительных мероприятий непосредственно связана с ведением государственного кадастра. Государственный
земельный кадастр – это систематизированный свод документальных сведений о
местоположении земель. В его задачи входит регистрация землевладений и
землепользований, количественный и качественный учет земельного фонда,
бонитировка почв и экономическая оценка земель. Данные кадастра используются в
обязательном порядке для различных нарохозяйственных целей – при планироваии
использования и охраны земель, размещения и специализации производства,
мелиорации земель земель, определении и обосновании платы за землю,
инвентаризации земель, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других
мероприятий. Особенно они необходимы они при землеустройстве, поскольку служат
ему исходной информацией.
Результаты землеустройства,
в свою очередь, являются документальной основой для ведения земельного кадастра
и фиксируются (после утверждения землеустроительной документации) как
официально произошедшие изменения в границах и режимах землепользования.
Поэтому землеустройство и земельный кадастр в профессиональном отношении
представляют собой определенное единство: землеустройство – это государственный
механизм перераспределения земель, а земельный кадастр – система документации о
состоянии земельного фонда в каждый конкретный период.
Землеустройство как организационно-территориальная основа производства
связано с мелиорацией земель, дорожным, водохозяйственным и производственным
строительством и осуществлением других мероприятий, влияющих на организацию
территории, использование земельных и
других природных ресурсов. Таким образом, содержание современного
землеустройства охватывает весьма широкий круг вопросов.
Сулин
М.А.
«Основы
землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.