Землеустройство как механизм перераспределения земель и организации их использования.

 

 

         Рассматривая задачи и содержание организации использования земельных ресурсов, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема рационального, полного и эффективного использования земли широка и многогранна, ее решение требует комплексного, системного подхода.

2. В основу решения проблемы заложены принципы охраны земельных ресурсов, а также гарантии прав собственности и устойчивости землепользования как объекта хозяйствования.

3.Организация использования земли выражается в ее перераспределении по целевому назначению, формам собственности и собственности и хозяйствования.

4.Перераспределение земель является неизбежным и целесообразным явлением в условиях социально-экономического развития.

В конечном счете организация рационального использования земли выражается системой государственного отраслевого и хозяйственного воздействия, обеспечивающего наиболее полное и эффективное функционирование производительных свойств каждого земельного участка. Такое воздействие может иметь как чисто организационный характер, так и осуществляться посредством технических средств. Отсюда вытекает необходимость разграничения комплексов организационных и технико-экономических мероприятий, поскольку они осуществляются на различных уровнях управления земельными ресурсами и оказывают различное влияние на использование земли.

К организационной системе относится следующее:

1.      Комплекс мероприятий по учету и оценке земли. В него входят: топографо-геодезические изыскания, аэрофото- и космические съемки, обеспечение планово-картографическим материалом всех отраслей народного хозяйства; проведение специальных обследований территории (инвентаризации земель, почвенных, геоботанических, мелиоративных и других изысканий); земельно-оценочные работы; ведение земельного, водного, лесного и других видов кадастров.

2.      Комплекс мероприятий по зонированию территории, определению целей, задач и характера использования земли. Он включает: природно-сельскохозяйственное районирование; распределение земель по категориям; установление границ административно-территориальных формирований; разграничение по видам собственности; установление режимов землепользования и основных направлений природоохранной деятельности; другие мероприятия.

3.      Комплекс мероприятий по организации территории применительно к функциональному назначению землепользований. Этот комплекс включает наиболее широкий круг мероприятий, поскольку осуществляется на территории городов, поселков, землепользований промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий.

         В комплекс мероприятий по организации территории входит: разработка и осуществление проектов  и схем планировки населенных пунктов; планировка и обустройство территории промышленных зон, лесоустройства, организация территории сельскохозяйственных предприятий и другие соответствующие мероприятия.

         Полнота количественной и качественной  характеристики земли и природных ресурсов, используемых в различных отраслях,  определяется их спецификой. Отсюда вытекает одинаковая необходимость как комплексной (общей) оценки земли, так и ведомственной (отраслевой) оценки отдельных свойств и ресурсов. Поэтому ведется как государственный земельный кадастр, так и более узкие кадастры: лесной, водный, градостроительный и другие.

         Важнейшим рычагом организации использования земли является также технико-экономическое воздействие. К этой системе относится следующее:

1.      Комплекс мероприятий по сельскохозяйственному и иному народнохозяйственному освоению. В него входят мелиоративные, культуртехнические и другие мероприятия, обеспечивающие как собственно освоение новых земель, так и сопутствующие условия: повышение плодородия почв, транспортную доступность, рекультивацию, природоохранные мероприятия и т. п.

2.      Комплекс мероприятий по реорганизации системы расселения и обеспечению трудового баланса. Это достигается двумя способами: рассредоточенным размещением населения, мелкопоселковой (или хуторской) системой расселения, или же посредством строительства разветвленной дорожной сети и развитием транспортных средств.

3.      Комплекс мероприятий по внедрению системы ведения сельского хозяйства. В него входят различные элементы системы земледелия, животноводства, механизации и других отраслей агропромышленного комплекса (АПК).

4       .Комплекс природоохранных мероприятий. Сюда относятся технико-экономические мероприятия по рекультивации нарушенных земель, снятию и нанесению плодородного слоя почв на малопродуктивные угодья, созданию защитных лесополос, облесению оврагов и балок, также другие противоэрозионные и природоохранные мероприятия.

Важен комплексный подход к осуществлению перечисленных технико-экономических мероприятий, а следовательно, необходима координация всех работ по месту и срокам осуществления.

Общая координирующая роль государства осуществляется посредством ряда управленческих структур, видное место среди которых занимает землеустройство.

Государственное землеустройство законодательно определяется как система мероприятий, направленная на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

Сам термин «землеустройство» появился России в связи с началом осуществления столыпинской земельной реформы и заменил ранее употреблявшийся термин «межевание». Это знаменовало собой перенесение акцентов с чисто технических вопросов размежевания, установления границ (меж) земельных участков, на вопросы социально-экономического обоснования системы землепользования.

В 20-е и последующие  годы прошлого столетия землеустройство, помимо экономических функций, выполняет важную социальную и даже политическую роль, обеспечивая перераспределение земель в интересах государства. В земельном кодексе РСФСР 1922 года указывалось: «Землеустройство имеет задачей упорядочение существующих землепользований и образование новых соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности» При этом задачи ограничивались рамками межхозяйственного землеустройства. Функции внутрихозяйственной организации территории землеустройству были приданы позднее, в связи с формированием крупных государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов).

Практически каждый этап совершенствования земельного законодательства в советский период означал расширение круга задач, возлагаемых на государственное землеустройство. Вначале это были обязанности по борьбе с недостатками землепользования, переходу к севооборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйственному освоению земли (1928). В 30-е годы были поставлены задачи определить назначение, размеры, форму и рациональное размещение каждого земельного участка, создать территориальные условия для повышения продуктивности угодий и лучшей организации производства. В 50-е годы особое значение землеустройству было придано в деле противоэрозионной организации территории.

В 70-80-е годы в развитии землеустройства обозначилась еще одна важная тенденция: переход от локального землеустроительного производства по межхозяйственной и внутрихозяйственной организации отдельных хозяйств к разработке комплексных проектов и схем по организации территории административных районов и областей. В связи с этим землеустройство окончательно вышло за рамки ведомственного сельскохозяйственного мероприятия и приобрело межотраслевой общегосударственный характер.

Для того чтобы дать определение современному землеустройству, необходимо определить его функциональное назначение, задачи и содержание.

Во-первых, землеустройство есть система государственных мероприятий. Оно выступает в качестве механизма регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством. Реализация прав на землю осуществляется только на основе землеустройства.

Во-вторых, землеустройство является механизмом перераспределения земель между отраслями и сферами деятельности, а также механизмом формирования землевладений и землепользований предприятий и граждан. Посредством землеустройства устанавливаются границы, производится предоставление и изъятие земельных участков.

В-третьих, землеустройство – это система мероприятий, направленных на организацию рационального, полного и эффективного использования земельных ресурсов. Оно организует государственный контроль за использованием и охрану земель независимо от формы собственности и хозяйствования.

В-четвертых, землеустройство – это система прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов.

В-пятых, землеустройство – это комплексное мероприятие по организационно-хозяйственному обустройству сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающее рациональную систему земледелия.

Являясь по своей сути социально-экономическим процессом, землеустройство проводится в единой системе с правовыми и техническими действиями, при этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и другие вопросы, относящиеся к организации использования земли и рациональной организации территории.

 

 

 

Сулин М.А.

«Основы землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]