Государственный земельный фонд как объект хозяйствования.

 

 

Вся территория Российской Федерации представляет собой Государственный земельный фонд. Это понятие отличается от понятия «земельные ресурсы», поскольку не связано непосредственно с условиями существования человечества, а характеризует естественные условия территории (в границах всего государства или его административно-территориальных единиц). Именно земельный фонд является объектом управления и суверенитета государства, а также объектом хозяйствования.

По состоянию на 2000 год земельный фонд Российской Федерации (без учета внутренних вод и территориального моря) составлял 1709,8 млн. га.

Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется следующими показателями:

·       распределением земель по целевому назначению (категориям);

·       распределением земель по видам и формам собственности;

·       распределением по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам;

·       классификацией земель по угодьям.

Важнейшей формой организации использования Государственного земельного фонда является распределение земель по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения доминирующих факторов производительного потенциала земли. При этом каждый земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели, задачи и правовой режим его хозяйственного использования.

         Земельным законодательством предусмотрены следующие категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием. Их общая площадь составляет 406,9 млн. га, или 23,8% государственного земельного фонда.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам и товариществам; государственным сельскохозяйственным предприятиям, научным и учебным сельскохозяйственным учреждениям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, садоводства и огородничества.

Земли поселений, к которым относятся территории, предназначенные для размещения и строительства городов, поселков и сельских поселений. Основным назначением данной категории является удовлетворение всесторонних жилищных, производственных, социальных и культурно-бытовых потребностей местных жителей, а также градостроительных нужд в целом. Поскольку функциональное предназначение земель поселений различно, то в соответствии с генеральными планами или проектами планировки в состав этих земель входят:

·       земли застройки;

·       земли общего пользования;

·       земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;

·       земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

·       земли занятые лесами, а в городах – городскими лесами;

·       земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения.

Землями поселений являются все земли в пределах городской (поселковой) черты, то есть внешней границы, установленной в порядке землеустройства. Их общая площадь составляет 18,6 млн. га или 1,1% земельного фонда Российской Федерации.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. В эту землю входят особые земельные участки промышленных предприятий, организаций связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и обороны, а так же линейные отводы транспортных магистралей.  Целевое назначение этих земель различно и соответствует целям и задачам функционирования соответствующих предприятий и организаций.

Общая площадь этой категории – 17,7 млн. га, что составляет 1,0% территории страны.

Земли особо охраняемых территорий и объектов. К этой категории относятся территории природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с установленными  особыми правовыми режимами. В силу особого экологического предназначения эти участки полностью или частично изъяты из хозяйственного или гражданского оборота.

По данным государственного учета площадь земель  природоохранного назначения составляет 31,6 млн. га, или 1,9% земельного фонда страны.

Земли лесного фонда. В эту категорию входят лесопокрытые территории, а также территории, не покрытые лесом, но предназначенные для ведения лесного хозяйства.

Основным целевым назначением этих земель является производство древесины, сохранение  и восстановление леса как важнейшего элемента окружающей среды и жизнедеятельности человека.

         Земли лесного фонда – самая обширная категория. Их   площадь составляет 1080,0 млн. га, или 64,1% Государственного земельного фонда.

         Лесной фонд состоит из лесов государственного назначения и ведомственных лесов. Государственные леса находятся в ведении государственных органов лесного хозяйства, а ведомственные леса предоставляются лесохозяйственным, сельскохозяйственным и иным негосударственным предприятиям в бессрочное пользование.

Земли водного фонда. К этой категории относятся территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по полосам отводов водоемов, магистральных каналов и коллекторов. К землям водного фонда относятся также земли, используемые для удовлетворения питьевых, бытовых нужд населения; водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических и иных общественных потребностей.

С землепользованием связано право водопользования, ловли рыбы, транспортировки грузов, строительства и т. п.

Общая площадь земель водного фонда составляет 27,4 млн. га, или 1,6% территории России.

Земли запаса. К землям запаса относятся все земли, не предоставленные в собственность и постоянное пользование юридическим и физическим лицам. Они служат резервом для дальнейшего развития хозяйственных отраслей государства и могут быть переданы юридическим лицам и гражданам по мере надобности.

Общая площадь земель запаса составляет 27,4 млн. га, или 1,6% территории России.

         Распределение земель по категориям жестко регламентируется государством. Даже при изменении формы собственности на земельный участок (приобретении права частной собственности, покупки, получения наследства и т. п.) владелец не вправе менять целевое назначение и соответствующий перевод земельного участка из одной категории в другую – прерогатива компетентных государственных органов.

         Известно, что до 1992 года в России  господствовала государственная собственность на землю. Конституция РФ (1993) законодательно закрепила равноправие государственной, муниципальной, частной и др. форм собственности. В соответствии с ее правовыми нормами произошло существенное перераспределение земель.

         Наиболее существенные изменения произошли на землях сельскохозяйственного назначения. Здесь приватизировано 116 млн. га, что составляет 25% общей площади этой категории. Земли сельскохозяйственного назначения по закону могут предоставляться на самых разных условиях: юридическим лицам (предприятиям и организациям) – на праве коллективной собственности, бессрочного пользования или аренды, а физическим лицам – на праве пожизненного наследуемого владения частной собственностью, временного пользования или аренды.

         Существенные изменения видов и форм собственности на землю произошли в пределах категории земель поселений. Следует особо подчеркнуть: включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет прекращения права собственности, права землепользования или аренды на эти участки.

Из общей площади земель, находящихся в муниципальной собственности, около половины (48%) предоставлены гражданам и юридическим лицам в пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование или аренду. Кроме того, 6 млн. га приусадебных земель и участков индивидуальной жилой застройки передано в частную собственность граждан. Всего за период земельной реформы собственниками земельных участков стали примерно 47 млн. граждан России.

В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, приусадебных участков и участков под застройку, земли других категорий предоставляются, в основном, на правах бессрочного или срочного пользования, а также аренды. При этом государственным предприятиям – исключительно в бессрочное пользование или аренду, а предприятиям, организациям, имеющим другую форму собственности, земля может быть предоставлена в собственность, пользование или аренду.

Исключительное право государственной собственности распространяется на земли государственного лесного фонда, природоохранного назначения и государственного водного фонда. Это не означает, что все земельные участки перечисленных категорий изъяты из хозяйственного оборота. Однако передача их во владение или частную собственность как юридическим, так и частным лицам не производится.

Совершенно другое отношение государства к землям запаса. Эта категория складывается в основном, из невостребованных земель. Большая часть  этих земель расположена в малонаселенных районах Крайнего Севера, горных и других пустынных областях. Поэтому любые заявки предприятий и частных лиц на землю стремятся обеспечить прежде всего за счет земель запаса.

Общий порядок использования земель, устанавливаемый государством в рамках целевого назначения, не зависит от видов и форм собственности. Собственность дает землевладельцу права  распоряжения  земельным участком, включая ликвидность. Однако нормы и правила хозяйствования на земле, касающиеся ее  рационального использования и охраны, всецело и однозначно регулируются земельным законодательством.

Распределение земельного фонда по земледелиям  и землепользованиям – наиболее динамичный процесс. Это понятно: поскольку организационно-хозяйственная структура отраслей постоянно развивается, а территория остается практически неизменной, любое   новое предприятие формируется за счет полной или частичной реорганизации землепользований ранее действовавших предприятий.

Наиболее сложно формирование системы землепользований протекает в сельском хозяйстве. Технические характеристики землепользования (общая площадь, структура угодий, количество земельных участков, контурность и др.) должны здесь соответствовать агроэкономическим показателям хозяйства: специализации, составу и соотношению отраслей, объемам производства по основным видам продукции. Государство  прямо заинтересовано в том, чтобы земля использовалась эффективно, поэтому оно посредством правовых, экономических и технических действий регулирует земельные отношения на местах, способствуя установлению рациональных размеров землепользований.

Система земельных отношений способствует согласованности факторов землепользования с видами и формами собственности на землю. Во-первых, приватизация земли проводилась не стихийно, а целенаправленно, в расчете на то, чтобы право собственности получили те коллективы и граждане, которые работают на земле. Во-вторых, если, землепользование рациональных размеров не может быть сформировано на собственных землях хозяйства, законодательство способствует дополнительной прирезке земель на правах бессрочного, срочного пользования или аренды.

Конкуренция землепользователей (то есть предприятий, организаций и частных лиц претендующих на право использования конкретных земельных участков) в рыночных условиях является нормальной ситуацией, способствующей рациональному использованию земельного фонда. Поэтому государство должно способствовать развитию тех предприятий, которые эффективно хозяйствуют на земле.

Рациональное и эффективное хозяйствование на земле органически связано с использованием угодий. Классификация земель по угодьям отражает хозяйственное и природное состояние Государственного земельного фонда. Под угодьями понимаются участки земли (территории), систематически используемые для конкретных производственных целей (или потенциально пригодные для такого использования) и обладающие различиями природных и вновь приобретенных свойств.

Угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. К сельскохозяйственным, то есть угодьям, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции, относятся: пашня, пастбища, залежь, сенокосы, многолетние насаждения. К несельскохозяйственным угодьям относятся:  лесные площади, участки земель с древесно-кустарниковой растительностью, болота, земли под водой, земли под дорогами и прогонами, застроенные территории, другие угодья.

Классификация земель по угодьям – это процесс определения местоположения, границ и площадей видов и подвидов угодий. На основе проведенной топографической съемки и классификации производится количественный учет земель.

По данным государственного учета земель, общая площадь сельскохозяйственных угодий в РФ составляет 197, 6 млн. га, или 11, 6% Государственного земельного фонда. Из них пашня занимает 120, 6 млн. га (57,3% площадей сельхозугодий), залежь –2,9 млн. га (1,2%), сенокосы и пастбища – 89,9 млн. га (40,7%) и многолетние насаждения – 1.8 млн. га (0,8% площади сельскохозяйственных угодий).

Наибольший удел в структуре земель страны приходится на леса и кустарники, площадь которых составляет 898,3 млн. га (52,5% территории).  Значительные площади земель подтоплены и заболочены (139,4 млн. га,   или 8,2%).

Под реками, водохранилищами и озерами занято 71,4 млн. га (4,2%). Под дорогами и застроенными территориями в совокупности занято 13,2 млн. га – 0,8% Государственного земельного фонда.

Распространение земель по угодьям не вполне согласуется с разграничением по целевому назначению, то есть по категориям. Так, в категориях земель сельскохозяйственного назначения сосредоточено только 86,2%  сельхозугодий. Значительные площади продуктивных земель находятся в других категориях: землях  населенных пунктов  - 11 млн. га, землях запаса – 13,9 млн. га, а также на землях государственного лесного и земельного фондов.

 

 

 

Сулин М.А.

«Основы землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]