Землеустройство как механизм
перераспределения земель и организации их использования.
Рассматривая
задачи и содержание организации использования земельных ресурсов, можно сделать
следующие выводы:
1. Проблема рационального,
полного и эффективного использования земли широка и многогранна, ее решение
требует комплексного, системного подхода.
2. В основу решения проблемы
заложены принципы охраны земельных ресурсов, а также гарантии прав
собственности и устойчивости землепользования как объекта хозяйствования.
3.Организация использования
земли выражается в ее перераспределении по целевому назначению, формам
собственности и собственности и хозяйствования.
4.Перераспределение земель
является неизбежным и целесообразным явлением в условиях социально-экономического
развития.
В конечном счете организация
рационального использования земли выражается системой государственного
отраслевого и хозяйственного воздействия, обеспечивающего наиболее полное и
эффективное функционирование производительных свойств каждого земельного
участка. Такое воздействие может иметь как чисто организационный характер, так
и осуществляться посредством технических средств. Отсюда вытекает необходимость
разграничения комплексов организационных и технико-экономических мероприятий,
поскольку они осуществляются на различных уровнях управления земельными
ресурсами и оказывают различное влияние на использование земли.
К организационной системе
относится следующее:
1. Комплекс мероприятий по учету и оценке земли. В него входят:
топографо-геодезические изыскания, аэрофото- и космические съемки, обеспечение
планово-картографическим материалом всех отраслей народного хозяйства;
проведение специальных обследований территории (инвентаризации земель,
почвенных, геоботанических, мелиоративных и других изысканий);
земельно-оценочные работы; ведение земельного, водного, лесного и других видов
кадастров.
2. Комплекс мероприятий по зонированию территории, определению
целей, задач и характера использования земли. Он включает:
природно-сельскохозяйственное районирование; распределение земель по
категориям; установление границ административно-территориальных формирований;
разграничение по видам собственности; установление режимов землепользования и
основных направлений природоохранной деятельности; другие мероприятия.
3. Комплекс мероприятий по организации территории применительно к
функциональному назначению землепользований. Этот комплекс включает наиболее
широкий круг мероприятий, поскольку осуществляется на территории городов,
поселков, землепользований промышленных, сельскохозяйственных и других
предприятий.
В
комплекс мероприятий по организации территории входит: разработка и
осуществление проектов и схем
планировки населенных пунктов; планировка и обустройство территории
промышленных зон, лесоустройства, организация территории сельскохозяйственных
предприятий и другие соответствующие мероприятия.
Полнота
количественной и качественной
характеристики земли и природных ресурсов, используемых в различных
отраслях, определяется их спецификой.
Отсюда вытекает одинаковая необходимость как комплексной (общей) оценки земли,
так и ведомственной (отраслевой) оценки отдельных свойств и ресурсов. Поэтому
ведется как государственный земельный кадастр, так и более узкие кадастры:
лесной, водный, градостроительный и другие.
Важнейшим
рычагом организации использования земли является также технико-экономическое
воздействие. К этой системе относится следующее:
1. Комплекс мероприятий по сельскохозяйственному и иному
народнохозяйственному освоению. В него входят мелиоративные, культуртехнические
и другие мероприятия, обеспечивающие как собственно освоение новых земель, так
и сопутствующие условия: повышение плодородия почв, транспортную доступность,
рекультивацию, природоохранные мероприятия и т. п.
2. Комплекс мероприятий по реорганизации системы расселения и
обеспечению трудового баланса. Это достигается двумя способами:
рассредоточенным размещением населения, мелкопоселковой (или хуторской)
системой расселения, или же посредством строительства разветвленной дорожной
сети и развитием транспортных средств.
3. Комплекс мероприятий по внедрению системы ведения сельского
хозяйства. В него входят различные элементы системы земледелия, животноводства,
механизации и других отраслей агропромышленного комплекса (АПК).
4 .Комплекс природоохранных мероприятий. Сюда относятся
технико-экономические мероприятия по рекультивации нарушенных земель, снятию и
нанесению плодородного слоя почв на малопродуктивные угодья, созданию защитных
лесополос, облесению оврагов и балок, также другие противоэрозионные и
природоохранные мероприятия.
Важен комплексный подход к
осуществлению перечисленных технико-экономических мероприятий, а следовательно,
необходима координация всех работ по месту и срокам осуществления.
Общая координирующая роль
государства осуществляется посредством ряда управленческих структур, видное
место среди которых занимает землеустройство.
Государственное
землеустройство законодательно определяется как система мероприятий,
направленная на осуществление решений государственных органов в области
пользования землей.
Сам термин «землеустройство»
появился России в связи с началом осуществления столыпинской земельной реформы
и заменил ранее употреблявшийся термин «межевание». Это знаменовало собой
перенесение акцентов с чисто технических вопросов размежевания, установления
границ (меж) земельных участков, на вопросы социально-экономического
обоснования системы землепользования.
В 20-е и последующие годы прошлого столетия землеустройство,
помимо экономических функций, выполняет важную социальную и даже политическую
роль, обеспечивая перераспределение земель в интересах государства. В земельном
кодексе РСФСР 1922 года указывалось: «Землеустройство имеет задачей
упорядочение существующих землепользований и образование новых соответственно
правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности» При
этом задачи ограничивались рамками межхозяйственного землеустройства. Функции
внутрихозяйственной организации территории землеустройству были приданы
позднее, в связи с формированием крупных государственных и кооперативных
сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов).
Практически каждый этап
совершенствования земельного законодательства в советский период означал
расширение круга задач, возлагаемых на государственное землеустройство. Вначале
это были обязанности по борьбе с недостатками землепользования, переходу к
севооборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйственному освоению
земли (1928). В 30-е годы были поставлены задачи определить назначение,
размеры, форму и рациональное размещение каждого земельного участка, создать
территориальные условия для повышения продуктивности угодий и лучшей
организации производства. В 50-е годы особое значение землеустройству было
придано в деле противоэрозионной организации территории.
В 70-80-е годы в развитии
землеустройства обозначилась еще одна важная тенденция: переход от локального
землеустроительного производства по межхозяйственной и внутрихозяйственной
организации отдельных хозяйств к разработке комплексных проектов и схем по организации
территории административных районов и областей. В связи с этим землеустройство
окончательно вышло за рамки ведомственного сельскохозяйственного мероприятия и
приобрело межотраслевой общегосударственный характер.
Для того чтобы дать
определение современному землеустройству, необходимо определить его
функциональное назначение, задачи и содержание.
Во-первых, землеустройство есть система
государственных мероприятий. Оно выступает в качестве механизма
регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством.
Реализация прав на землю осуществляется только на основе землеустройства.
Во-вторых, землеустройство является механизмом
перераспределения земель между отраслями и сферами деятельности, а также
механизмом формирования землевладений и землепользований предприятий и граждан.
Посредством землеустройства устанавливаются границы, производится
предоставление и изъятие земельных участков.
В-третьих, землеустройство – это система мероприятий,
направленных на организацию рационального, полного и эффективного использования
земельных ресурсов. Оно организует государственный контроль за
использованием и охрану земель независимо от формы собственности и
хозяйствования.
В-четвертых, землеустройство – это система
прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов.
В-пятых, землеустройство – это комплексное
мероприятие по организационно-хозяйственному обустройству сельскохозяйственных
предприятий, обеспечивающее рациональную систему земледелия.
Являясь по своей сути социально-экономическим
процессом, землеустройство проводится в единой системе с правовыми и
техническими действиями, при этом разрабатываются различные экономические,
экологические, правовые и другие вопросы, относящиеся к организации
использования земли и рациональной организации территории.
Сулин
М.А.
«Основы
землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.