Государственный земельный фонд как объект хозяйствования.
Вся территория Российской Федерации представляет собой Государственный
земельный фонд. Это понятие отличается от понятия «земельные ресурсы»,
поскольку не связано непосредственно с условиями существования человечества, а
характеризует естественные условия территории (в границах всего государства или
его административно-территориальных единиц). Именно земельный фонд является
объектом управления и суверенитета государства, а также объектом хозяйствования.
По состоянию на 2000 год
земельный фонд Российской Федерации (без учета внутренних вод и
территориального моря) составлял 1709,8 млн. га.
Земельный фонд как объект
хозяйствования характеризуется следующими показателями:
· распределением земель по
целевому назначению (категориям);
· распределением земель по
видам и формам собственности;
· распределением по
землевладениям, землепользованиям и земельным участкам;
· классификацией земель по
угодьям.
Важнейшей формой организации
использования Государственного земельного фонда является распределение земель
по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения
доминирующих факторов производительного потенциала земли. При этом каждый
земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели,
задачи и правовой режим его хозяйственного использования.
Земельным
законодательством предусмотрены следующие категории земель.
Земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся все
земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для
этих целей в соответствии с территориальным планированием. Их общая площадь
составляет 406,9 млн. га, или 23,8% государственного земельного фонда.
Земли сельскохозяйственного
назначения могут быть предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам,
акционерным обществам и товариществам; государственным сельскохозяйственным
предприятиям, научным и учебным сельскохозяйственным учреждениям, крестьянским
(фермерским) хозяйствам, садоводства и огородничества.
Земли поселений, к которым относятся территории, предназначенные для размещения и
строительства городов, поселков и сельских поселений. Основным назначением
данной категории является удовлетворение всесторонних жилищных,
производственных, социальных и культурно-бытовых потребностей местных жителей,
а также градостроительных нужд в целом. Поскольку функциональное предназначение
земель поселений различно, то в соответствии с генеральными планами или
проектами планировки в состав этих земель входят:
· земли застройки;
· земли общего пользования;
· земли сельскохозяйственного
использования и другие угодья;
· земли природоохранного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
· земли занятые лесами, а в
городах – городскими лесами;
· земли промышленности,
транспорта, связи, радиовещания и иного назначения.
Землями поселений являются
все земли в пределах городской (поселковой) черты, то есть внешней границы,
установленной в порядке землеустройства. Их общая площадь составляет 18,6 млн. га или 1,1% земельного фонда Российской Федерации.
Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного
назначения.
В эту землю входят особые земельные участки промышленных предприятий,
организаций связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и
обороны, а так же линейные отводы транспортных магистралей. Целевое назначение этих земель различно и
соответствует целям и задачам функционирования соответствующих предприятий и
организаций.
Общая площадь этой категории
– 17,7 млн. га, что составляет 1,0% территории страны.
Земли особо охраняемых территорий и объектов. К этой категории относятся
территории природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного назначения с установленными особыми правовыми режимами. В силу особого
экологического предназначения эти участки полностью или частично изъяты из
хозяйственного или гражданского оборота.
По данным государственного
учета площадь земель природоохранного
назначения составляет 31,6 млн. га,
или 1,9% земельного фонда страны.
Земли лесного фонда. В эту категорию входят лесопокрытые территории, а
также территории, не покрытые лесом, но предназначенные для ведения лесного
хозяйства.
Основным целевым назначением
этих земель является производство древесины, сохранение и восстановление леса как важнейшего
элемента окружающей среды и жизнедеятельности человека.
Земли
лесного фонда – самая обширная категория. Их
площадь составляет 1080,0 млн. га,
или 64,1% Государственного
земельного фонда.
Лесной
фонд состоит из лесов государственного назначения и ведомственных лесов.
Государственные леса находятся в ведении государственных органов лесного
хозяйства, а ведомственные леса предоставляются лесохозяйственным,
сельскохозяйственным и иным негосударственным предприятиям в бессрочное
пользование.
Земли водного фонда. К этой категории относятся территории, занятые
водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой зон),
гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по
полосам отводов водоемов, магистральных каналов и коллекторов. К землям водного
фонда относятся также земли, используемые для удовлетворения питьевых, бытовых
нужд населения; водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных,
промышленных, энергетических и иных общественных потребностей.
С землепользованием связано
право водопользования, ловли рыбы, транспортировки грузов, строительства и т.
п.
Общая площадь земель водного
фонда составляет 27,4 млн. га, или 1,6% территории России.
Земли запаса. К землям запаса относятся все земли, не предоставленные в
собственность и постоянное пользование юридическим и физическим лицам. Они
служат резервом для дальнейшего развития хозяйственных отраслей государства и
могут быть переданы юридическим лицам и гражданам по мере надобности.
Общая площадь земель запаса
составляет 27,4 млн. га, или 1,6% территории России.
Распределение
земель по категориям жестко регламентируется государством. Даже при изменении
формы собственности на земельный участок (приобретении права частной
собственности, покупки, получения наследства и т. п.) владелец не вправе менять
целевое назначение и соответствующий перевод земельного участка из одной
категории в другую – прерогатива компетентных государственных органов.
Известно,
что до 1992 года в России
господствовала государственная собственность на землю. Конституция РФ
(1993) законодательно закрепила равноправие государственной, муниципальной,
частной и др. форм собственности. В соответствии с ее правовыми нормами
произошло существенное перераспределение земель.
Наиболее
существенные изменения произошли на землях сельскохозяйственного назначения.
Здесь приватизировано 116 млн. га, что составляет 25% общей площади этой
категории. Земли сельскохозяйственного назначения по закону могут
предоставляться на самых разных условиях: юридическим лицам (предприятиям и
организациям) – на праве коллективной собственности, бессрочного пользования
или аренды, а физическим лицам – на праве пожизненного наследуемого владения
частной собственностью, временного пользования или аренды.
Существенные
изменения видов и форм собственности на землю произошли в пределах категории
земель поселений. Следует особо подчеркнуть: включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет
прекращения права собственности, права землепользования или аренды на эти
участки.
Из общей площади земель,
находящихся в муниципальной собственности, около половины (48%) предоставлены
гражданам и юридическим лицам в пожизненное наследуемое владение, постоянное
пользование или аренду. Кроме того, 6 млн. га приусадебных земель и участков
индивидуальной жилой застройки передано в частную собственность граждан. Всего
за период земельной реформы собственниками земельных участков стали примерно 47
млн. граждан России.
В отличие от земель
сельскохозяйственного назначения, приусадебных участков и участков под
застройку, земли других категорий предоставляются, в основном, на правах
бессрочного или срочного пользования, а также аренды. При этом государственным
предприятиям – исключительно в бессрочное пользование или аренду, а предприятиям,
организациям, имеющим другую форму собственности, земля может быть
предоставлена в собственность, пользование или аренду.
Исключительное право
государственной собственности распространяется на земли государственного
лесного фонда, природоохранного назначения и государственного водного фонда.
Это не означает, что все земельные участки перечисленных категорий изъяты из
хозяйственного оборота. Однако передача их во владение или частную
собственность как юридическим, так и частным лицам не производится.
Совершенно другое отношение
государства к землям запаса. Эта категория складывается в основном, из
невостребованных земель. Большая часть
этих земель расположена в малонаселенных районах Крайнего Севера, горных
и других пустынных областях. Поэтому любые заявки предприятий и частных лиц на
землю стремятся обеспечить прежде всего за счет земель запаса.
Общий порядок использования земель, устанавливаемый государством в
рамках целевого назначения, не зависит от видов и форм собственности. Собственность дает землевладельцу
права распоряжения земельным участком, включая ликвидность.
Однако нормы и правила хозяйствования на земле, касающиеся ее рационального использования и охраны,
всецело и однозначно регулируются земельным законодательством.
Распределение земельного
фонда по земледелиям и
землепользованиям – наиболее динамичный процесс. Это понятно: поскольку
организационно-хозяйственная структура отраслей постоянно развивается, а
территория остается практически неизменной, любое новое предприятие формируется за счет полной или частичной
реорганизации землепользований ранее действовавших предприятий.
Наиболее сложно формирование
системы землепользований протекает в сельском хозяйстве. Технические
характеристики землепользования (общая площадь, структура угодий, количество
земельных участков, контурность и др.) должны здесь соответствовать
агроэкономическим показателям хозяйства: специализации, составу и соотношению
отраслей, объемам производства по основным видам продукции. Государство прямо заинтересовано в том, чтобы земля
использовалась эффективно, поэтому оно посредством правовых, экономических и
технических действий регулирует земельные отношения на местах, способствуя
установлению рациональных размеров землепользований.
Система земельных отношений
способствует согласованности факторов землепользования с видами и формами
собственности на землю. Во-первых, приватизация земли проводилась не
стихийно, а целенаправленно, в расчете на то, чтобы право собственности
получили те коллективы и граждане, которые работают на земле. Во-вторых,
если, землепользование рациональных размеров не может быть сформировано на
собственных землях хозяйства, законодательство способствует дополнительной
прирезке земель на правах бессрочного, срочного пользования или аренды.
Конкуренция землепользователей (то есть предприятий, организаций и частных лиц
претендующих на право использования конкретных земельных участков) в рыночных условиях является нормальной
ситуацией, способствующей рациональному использованию земельного фонда.
Поэтому государство должно способствовать развитию тех предприятий, которые
эффективно хозяйствуют на земле.
Рациональное и эффективное
хозяйствование на земле органически связано с использованием угодий.
Классификация земель по угодьям отражает
хозяйственное и природное состояние Государственного земельного фонда. Под
угодьями понимаются участки земли
(территории), систематически используемые для конкретных производственных целей
(или потенциально пригодные для такого использования) и обладающие различиями
природных и вновь приобретенных свойств.
Угодья подразделяются на сельскохозяйственные
и несельскохозяйственные. К сельскохозяйственным, то есть угодьям,
систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции,
относятся: пашня, пастбища, залежь, сенокосы, многолетние насаждения. К
несельскохозяйственным угодьям относятся:
лесные площади, участки земель с древесно-кустарниковой растительностью,
болота, земли под водой, земли под дорогами и прогонами, застроенные
территории, другие угодья.
Классификация земель по
угодьям – это процесс определения местоположения, границ и площадей видов и
подвидов угодий. На основе проведенной топографической съемки и классификации
производится количественный учет земель.
По данным государственного
учета земель, общая площадь сельскохозяйственных угодий в РФ составляет 197, 6
млн. га, или 11, 6% Государственного земельного фонда. Из них пашня занимает
120, 6 млн. га (57,3% площадей сельхозугодий), залежь –2,9 млн. га (1,2%),
сенокосы и пастбища – 89,9 млн. га (40,7%) и многолетние насаждения – 1.8 млн.
га (0,8% площади сельскохозяйственных угодий).
Наибольший удел в структуре
земель страны приходится на леса и кустарники, площадь которых составляет 898,3
млн. га (52,5% территории).
Значительные площади земель подтоплены и заболочены (139,4 млн. га, или 8,2%).
Под реками, водохранилищами
и озерами занято 71,4 млн. га (4,2%). Под дорогами и застроенными территориями
в совокупности занято 13,2 млн. га – 0,8% Государственного земельного фонда.
Распространение земель по
угодьям не вполне согласуется с разграничением по целевому назначению, то есть
по категориям. Так, в категориях земель сельскохозяйственного назначения
сосредоточено только 86,2%
сельхозугодий. Значительные площади продуктивных земель находятся в
других категориях: землях населенных
пунктов - 11 млн. га, землях запаса –
13,9 млн. га, а также на землях государственного лесного и земельного фондов.
Сулин
М.А.
«Основы
землеустройства». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.