2.3  Взаимодействие субъектов рыночной экономики.

   

     Кругооборот доходов и продуктов -  это теоретическая модель экономической системы, которая показывает, как взаимодействуют миллионы домохозяйств, частные фирмы и государственные органы на различных рынках, обмениваясь потоком товаров и услуг и сбалансированым контрпотоком денежных средств. Этот материал необходим для понимания механизма замедления, спада, восстановления и подъема экономической активности.

     Начнем с наиболее простой из возможных версий кругооборота, рассматривая его на примере экономической  системы,  в  которой  отсутствуют  правительство  и  финансовые  рынки. Для  еще большего упрощения предположим, что в этой простой экономической системе семейные хозяйства тратят все получаемые ими доходы на приобретение потребительских товаров а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу же по окончании процесса их производства. На рис.2.1  потоки реальных товаров и услуг направлены по часовой стрелке, а соответствующие платежи движутся в противоположном направлении. Домохозяйства и фирмы связаны между собой двумя группами рынков:  рынками продуктов и ресурсов. Домохозяйства осуществляют денежные платежи за              

                                      

приобретенные ими на рынках продуктов товары и услуги. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за  денежные  платежи, которые имеют форму заработной платы, процентного дохода, рентных платежей и т.д.

     Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, их использующих, принято учитывать как покупки у домохозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Следовательно, все произведенные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретенные фирмами у домохозяйств. Прибыли фирм также учитываются при определении величины потока денежных средств, поступающих непосредственно домохозяйствам, являющимся собственниками фирм.

     Если посмотреть на рис.2.1, то можно отметить два наиболее важных потока: национальный доход, под которым понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процентных выплат и прибыли, составляющие доход домохозяйств;  и национальный продукт, представляющий собой поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг от фирм на рынки продуктов. В рассматриваемой упрощенной экономической системе величины национального дохода и национального продукта равны по определению.

     Включим в сферу рассмотрения еще один вид связей, предполагающий учет таких процессов, как сбережения и инвестиции. В целях упрощения на рис.2.2  и последующих моделях не показаны потоки товаров и услуг, направленных по часовой стрелке.

     Величина ежегодных расходов домохозяйств в среднем, как правило, меньше величины доходов. Та часть из дохода, которая не идет на покупку товаров и услуг, носит название сбережений. Наиболее распространенной формой сбережений являются вклады в сбербанки, приобретение акций и других ценных бумаг. Но экономисты  считают,  что  выплата долгов также  носится  к  сбережениям, так  как  эти средства  не  идут на потребление и уплату налогов.

     Под инвестициями понимают все расходы, которые  непосредственно особствуют росту  общей величины капитала в  экономической системе. При внимательном рассмотрении этого понятия мы увидим, что инвестиции состоят из двух компонентов: инвестиций в в основной капитал и инвестиций в товарно-материальнын запасы. В экономической теории используется более узкое понимание термина инвестиции, чем в повседневной жизни. Например, покупка фирмой нового, только что построенного танкера является инвестицией, поскольку происходит увеличение общего количества капитальных благ в экономической системе. Покупка же одной фирмой у другой старого танкера

                        

 инвестицией не считается, поскольку в экономической системе общее количество капитальных благ не изменилось.

     Система специальных экономических институтов, функция которых состоит в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домохозяйств (собственников сбережений) к фирмам (заемщикам), называется финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных институтов на финансовых рынках относятся банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации, которые  называются  финансовыми  посредниками. Их роль состоит в аккумулировании денежных средств собственников сбережений и передаче их в виде ссуд в распоряжение заемщиков.

     Государственный сектор связан с остальными элементами экономической системы следующими тремя способами: через налоги, через государственные закупки и через займы. Эти три связи отражены в модели крегооборота, представленной на рис 2.3. Прежде всего рассмотрим налоги. Очевидно, что налоги являются изъятиями денежных средств государством у домохозяйств.

 

                                                                             

Однако этот поток денежных средств, исходящих из сектора домохозяйств, частично возмещается обратным потоком платежей, называемых трансфертными платежами, к числу которых относятся пособия по безработице, выплаты лицам с низкими доходами и т.д. Для того, тобы получить достоверную величину потока денежных средств, изымаемых правительством у домохозяйств, надо вычесть из налоговых поступлений трансфертные платежи. В результате мы получаем величину чистых налогов.

     Трансфертные платежи представляют одну категорию государственных расходов. Другую категорию представляют государственные закупки, включающие платежи государства фирмам за приобретенные у них товары и услуги, а также заработную плату всех государственных служащих. В целях упрощения в приведенной модели кругового потока заработная плата государственных служащих представлена таким образом, как будто на своем пути к домохозяйствам она проходит через рынки продуктов.

     Правительству не всегда удается сбалансировать свой бюджет. Дефицит государственного бюджета должен покрываться за счет займов на финансовых рынках. В те редкие годы, когда в государственном секторе образуется “избыток” в государственном бюджете ( когда чистые налоги превышают государственные закупки), стрелка будет направлена в обратную сторону и носит название “выплата долгов по ранее сделанным займам”.

     Если сравнить рисунки 2.3 и 2.1, то мы увидим, что в схему введены совершенно новые потоки. Во-первых, существуют два способа использования денежного дохода, которые непосредственно не приводят к потреблению товаров и услуг: чистые налоги, поступающие в распоряжение правительства, а не на рынки продуктов, и сбережения, попадающие на финансовые рынки. Эти два способа расходования денежных средств имеют название “утечек” из кругооборота товаров и услуг. Во-вторых, существует два вида расходов на товары и услуги, которые непосредственно не являются расходами домохозяйств:  инвестиции и государственные расходы. Эти потоки называют “инъекциями”, производимыми в кругооборот.

     Включение государственного сектора в кругооборот доходов и продуктов не нарушает равенства национального дохода и национального продукта. Однако, правительство может воздействовать на величину общего кругооборота, оказывая воздействие на отдельные его элементы.

     Политика государственных закупок представляет собой первый инструмент воздействия на процесс кругооборота. Увеличивая рост государственных закупок, правительство может добиться этим роста уровня национального продукта; снижая объем государственных закупок, правительство способствует падению уровня национального продукта.

     Налоги дают в руки правительства второй инструмент воздействия на кругооборот. При повышении уровня налоговых ставок величина дохода домохозяйств после уплаты налогов снизится, и домохозяйства будут вынуждены сократить свои расходы, снижая совокупный спрос. Фирмы снизят объем производства или понизят цены, либо сделают и то и другое вместе, уменьшая тем самым величину  кругового потока. Снижение налоговых ставок оказывает противоположный эффект.

     Третий инструмент, позволяющий правительству косвенным образом оказывать воздействие на величину кругового потока, - количество денег, находящихся в обращении. Если денежная политика правительства приводит к облегчению доступа к  ссудам и снижению ставок ссудного процента, фирмы скорее всего увеличат уровень своих расходов на инвестиции. Последует естественное расширение кругового потока. Если же мероприятия денежной политики будут стимулировать рост ставок ссудного процента, фирмы будут отказываться от инвестиций, в результате чего будет происходить сжатие кругового потока.

     Все вышесказанное характеризует кругооборот в замкнутой экономической системе, не имеющей связи с внешним миром. Для открытой экономической системы иностранный сектор связан с ней тремя способами:

·      импорт товаров и услуг, платежи по которому направлены из внутренней ( национальной ) экономики за рубеж;

·      экспорт товаров и услуг, платежи за который поступают на внутренние рынки продуктов;

·      осуществление различного рода международных финансовых операций, которые охватывают международную практику получения займов и предоставления ссуд, а также транснациональные сделки по купле-продаже реальных и финансовых активов.  

При этом экспорт представляет собой дополнительный доход бизнеса, а импорт является совокупным оттоком доходов бизнеса за рубеж.

     Понимание принципов сбалансированности экономических потоков чрезвычайно важно для восприятия процессов функционирования рыночной экономики как в целом, так и отдельных ее элементов.

 

          

 

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]