4.3 Фиаско рынка.
Но рынки
далеко не всегда функционируют безупречно. Иногда рынки работают не идеально по
самым тривиальным причинам, не заслуживающим внимания; но в ряде случаев их
функционирование далеко от идеального и даже катастрофично.
Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в
состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы
обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин
фиаско рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные
блага и недостаточная конкуренция.
Внешние ( побочные ) эффекты. Одним из
типов фиаско рынка является его неспособность обеспечить передачу информации о
редкости ресурсов и ценах. Обыкновенно рыночные цены отражают хотя бы
приблизительно величину альтернативной стоимости. Однако возникают
ситуаци, при которых издержки,
связанные с производством, ”перемещаются” к третьим сторонам, не являющимся ни
продавцами, ни покупателями. Эти издержки, направленные на третьих лиц и никак
не отраженные в ценах товаров, известны под названием внешних или побочных
эффектов. Классическим примером является загрязнение окружающей среды, когда
промышленные предприятия спускают в реки свои ядовитые стоки или загрязняют
атмосферу ядовитым дымом. Затраты, непосредственно связанные с производством
продукции, составляют часть альтернативной стоимости производства товаров. С
точки зрения экономики в целом,
стоимость факторов производства, которые подверглись уничтожению в
результате загрязнения окружающей среды (болезни рабочих, гибель
растительности, рыб и животных, коррозия зданий и т.д.), также должна входить в
альтернативную стоимость производства товаров. Если ущерб от загрязнения всех
видов не будет входить в стоимость товаров, то рынок получит сигнал о том, что
производство продукта осуществляется с меньшим количеством факторов
производства, чем это происходит в действительности, и потребители будут
использовать этот продукт в большем, чем необходимо, количестве. Они будут менее
склонны искать альтернативные способы использования факторов производства,
затраченных на данный продукт. Это тот случай, когда рынок не справляется с
достижением эффективного размещения ресурсов в результате ложной информации о
ценах.
Общественные блага. Основными свойствами
товаров индивидуального потребления являются их делимость и принцип исключения.
Товар для индивидуального потребления состоит из достаточно мелких единиц,
чтобы покупатели могли его приобрести. А те, кто не может или не хочет платить
равновесную цену, исключаются из числа получателей благ, обеспечиваемых данным
продуктом. Однако ряд товаров не обладает этими свойствами. Их называют
общественными благами, которые рыночная система не намерена производить вообще.
Общественные блага неделимы, а поскольку, когда товар изготовлен, производитель
не в силах помешать пользоваться его неделимыми благами тем, кто за этот товар
не платил, на него не распространяется принцип исключения. Общественные блага
достаются обществу не в результате их покупки, а в результате их изготовления.
Общественные блага являются, как и внешние эффекты, потенциальным источником
фиаско рынка. Классическим примером общественного блага служит маяк. Целый ряд
общественных благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств
исключения и неделимости. Назовем их ограниченно общественными благами.
Наглядный тому пример - услуги милиции. Выполняя функции поддержания
общественной безопасности в целом и борьбы с преступлениями на улицах, милиция
предоставляет гражданам общественное благо. Однако, выполняя задачу раскрытия
какого-нибудь преступления, например кражи, милиция предоставляет частную
услугу лицу, которое надеется возвратить украденное.
Недостаточная
конкуренция является третьим источником фиаско рынка. Как мы уже видели,
рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны
отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние
эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных
стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция,
фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером
может служить рынок, называемый монополией, на котором единственный
производитель всегда назначает цену выше альтернативной стоимости. При наличии
конкурентов потребители, действуя через предложение и спрос, сдвинули бы
рыночную цену до уровня альтернативной. Фиаско рынка, обязанные своим
происхождением недостаточной конкуренцией, не обязательно исчерпываются такой
экстремальной ситуацией, как монополия. При известных обстоятельствах
конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам,
превосходящим альтернативные. Обстоятельства, при которых конкуренция является
достаточной или недостаточной для того, чтобы обеспечить гарантированное
эффективное функционирование рынков, являются объектом огромного числа
экономических исследований и не меньшего числа противоречий.
Согласно данному нами определению фиаско
рынка означает неспособность рынка обеспечить эффективное распределение
ограниченных ресурсов. Такое определение имеет отношение только к проблемам
эффективности и не затрагивает вопросы недобросовестности и несправедливости
распределения.
Фиаско
рынка и правительство. Главная экономическая
роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки
оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. Каждый
тип фиаско рынка предопределяет определенный тип вмешательства правительства.
В случае с загрязнением окружающей среды
правительство может предпринять целый ряд шагов для корректировки фиаско рынка.
Одним из подходов является принятие законов, предписывающих установку на
заводах оборудования, контролирующего уровень загрязнения, что предотвратит
выбросы вредных газов в атмосферу. Альтернативой этому может стать введение
налога, в котором был бы отражен ущерб, вызванный загрязнением. Еще одним
вариантом выбора могло бы стать уточнение прав собственности землевладельцев с
целью защиты их от загрязнения.
В тех случаях, когда рынки оказываются
неспособными обеспечить предложение общественных благ, на помощь вновь
призывается правительство. Нередко правительство просто становится
производителем общественного блага, как в ситуации с национальной обороной. В
других случаях, как например образование, правительству нет необходимости
выступать в качестве единственного производителя, частные учебные заведения
помогут увеличить объемы предложения в сфере образовательных услуг.
Для предупреждения фиаско рынка,
происходящих вследствие недостаточной конкуренции, используются самые
разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий. В некоторых
случаях правительство использует антитрестовские законы для того, чтобы
сохранить конкуренцию, предотвращая слияние конкурирующих фирм и даже прибегая
к разделению больших фирм на несколько фирм меньшего размера. В случаях с
естественными монополиями используются меры правительственного контроля над
ценами. В отдельных случаях правительство само может стать монопольным
производителем товара или услуги.