Раздел 6.  Функционирование  рыночных  структур.

 

     Рыночные структуры характеризуется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся:  количество и размеры фирм, характер продукции, свобода входа и выхода, доступность информации. При построении моделей, описывающих функционирование различных рыночных структур, исходят из допущения, что целью всех фирм является максимизация прибыли. Это означает, что различия в конкретных вариантах выбора, который делается фирмами в условиях различных рыночных структур, проистекают из различий в системах ограничений ( ограничивающих факторов ), с которыми сталкиваются фирмы, а не из различий в их целях.

                   

            6.1  Понятие рыночной  структуры.

 

     Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура”. Она определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.

     Различают следующие четыре типа рыночных структур:  совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Характеристики этих рыночных структур приведены в таблице 6.1

     Приведенные в таблице рыночные структуры распадаются на две группы: реальные классификации и идеальные типы. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. К числу  олигополистических  структур  относятся  такие  отрасли обрабатывающей промышленности, как производство аллюминия и сигарет. В сфере услуг это

                                                                                                                                                 

                                                                                                       Таблица 6.1

Структуры

Количество и размер фирм

Характер продукции

Условия     выхода и              входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем информациям

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная продукция

Никаких затруднений

Некоторые ограничения

Олигополия

Число фирм невелико, есть крупные фирмы

Разнородная или однородная продукция

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые препятствия

Некоторые ограничения

 

 

 

телевидение и телефонная сеть. Характеристики монополистической конкуренции достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания, в частности, это станции технического обслуживания и сфера банковских услуг. В обрабатывающей промышленности - это производство одежды. Не существует жесткой демаркационной линии разграничения этих двух структур, поскольку отсутствуют качественные критерии оценки размера фирм.

     Совершенная конкуренция и монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков; они представляют собой скорее абстрактные, идеальные типы рыночных структур. Под термином “идеальные типы” в данном случае подразумевается то, что они существуют скорее как абстракции, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.  Существуют, однако, рынки, которые отвечают требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чем другие. Например, рынки некоторых сельхозпродуктов (пшеницы, кукурузы), а также некоторые финансовые рынки. Крайне трудно найти и рынки, представляющие собой совершенные монополии. Даже у фирм, занимающих доминирующее положение на своих рынках, почти всегда есть один-два мелких конкурента.

     Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы - совершенная конкуренция и монополия - обладают тем преимуществом, что позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции к уровню цен, а также определить оптимальный вариант выбора. Нередко эти модели дают возможность понять функционирование таких рынков, которые в действительности далеко не полностью отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры.

     Олигополия и монополистическая конкуренция гораздо успешнее описывают более широкий диапазон реально существующих рынков, так как характеризуют совокупность ограничений для фирм в куда более емких терминах.

     Среди трудностей конструирования точных моделей олигополии и монополистической конкуренции особое место занимает учет важности предпринимательства в этих структурах. Каждодневные условия жизни олигополистических рынков и рынков монополистической конкуренции отмечены соперничеством предпринимателей - поединками один на один в борьбе за лидерство в таких областях, как разработка продукции, реклама, индивидуальная продажа, качество обслуживания и стратегия ценообразования. Не существует способа адекватного описания поведения предпринимателя с помощью уравнений и графиков:  сама идея предпринимательства предполагает дух изменений, неопределенности и инноваций.

     С другой стороны, подкупает легкость, с которой поддаются построению точные модели совершенной конкуренции и монополии. На рынках совершенной конкуренции фирмы не осуществляют нововведений и не занимаются рекламной деятельностью;  их продукция идентична как по существу, так и по восприятию потребителей. В этих условиях фирмы не проводят сколько-нибудь сложных стратегий в области ценообразования, поскольку мелкая фирма просто принимает рыночную цену как данность. Ограниченную роль играет предпринимательство и при некоторых формах монополии.

     В экономической литературе при анализе функционирования указанных рыночных структур их иногда разделяют на совершенную и несовершенную конкуренцию. К последней относят монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Однако это не меняет существа дела. 

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]