4.4 Общественный выбор.

 

     Теория, обосновывающая правительственное вмешательство в случаях фиаско рынка, нередко подвергается критике за то, что слишком многие правительственные программы вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые прекрасно функционировали бы и без правительственного вмешательства. Примером являются программы льгот для малоимущих, которые часто достаются и вполне преуспевающим людям. Критики теории фиаско рынка утверждают, что правительственную политику можно лучше понять не c помощью  таких широких социальных целей, как эффективность и справедливость, а скорее с  помощью тех методов использования правительственных учреждений, которыми некоторые люди достигают личной выгоды. Такой подход к анализу  экономической политики известен под названием теории общественного выбора.

     Одним из ключевых понятий теории общественного выбора является понятие экономической ренты. На обывательском языке под рентой понимают просто плату за пользование чем-либо. Теория общественного выбора испольует этот термин в более специфическом смысле слова. Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора производства, превосходящая его альтернативную стоимость.

     Предприниматели и владельцы факторов производства постоянно находятся в состоянии поисков возможностей получения чистых экономических прибылей, как часто называют ренту, получаемых посредством участия в рыночной конкуренции. Однако фирмы, рабочие и владельцы ресурсов не всегда ограничиваются одними лишь рынками в своих поисках ренты. Вместо этого они обращаются к правительству. Доход, заработанный участием в правительственной программе, благодаря чему фирма продает свою продукцию по более высокой цене или покупает ресурсы по более низкой цене, ничем не хуже дохода, полученного на началах исключительно частных усилий. В  ряде случаев он даже лучше, поскольку правительство может не только создавать ренту, но и ограждать ее от размывания силами конкуренции. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты. Субсидии сельскохозяйственным производителям трудно объяснить в терминах теории правительственного вмешательства с целью предотвратить фиаско рынка. Сторонники теории общественного выбора считают подобную политику классическим случаем поиска политической ренты.

     Субсидии - один из результатов процесса поиска политической ренты, но не единственный. Еще один способ состоит в ограничении конкуренции. Конкуренция со стороны других производителей приводит к исчезновению ренты на свободном рынке. В этих случаях исчезающую ренту можно сохранить с помощью законов, ограничивающих конкуренцию. Например, введение таможенных тарифов и импортных квот на различные товары ограждает фирмы данной страны и тех, кто работает на них, от конкуренции со стороны иностранных компаний. В результате фирмы имеют возможность получать ренту в виде более высоких прибылей, а занятые в подобном производстве - в форме более высокой заработной платы. В пределах национальной экономики патентное законодательство, необходимость приобретать лицензии на некоторые виды деятельности ограничивают количество потенциальных конкурентов.

     Согласно теории общественного выбора основным мотивом действий политиков является желание быть избранными. Поскольку избрание обеспечивается только большинством голосов, то при наличии альтернативных кандидатов побеждает тот кандидат, чья программа выглядит для большинства избирателей наиболее привлекательной.  Будучи избранными, политики ведут себя  таким образом, чтобы быть переизбранными вновь. Для того, чтобы максимизировать свои шансы при повторных выборах, что в силу правила большинства голосов возможно только когда парламентарии выражают волю большинства своих избирателей, у парламента в целом имеются побудительные мотивы к реализации оптимального общественного выбора в интересах большинства граждан.

     Принципы оптимального выбора остаются такими же, что и при потребительском выборе - максимизация потребительской выгоды при реализации общественных программ и проектов, одобренных большинством голосов. В практической же работе все оказывается не столь гладко, как в теории. Парламентариям приходится действовать и под давлением контролирующих групп, и под пристальным вниманием избирателей. Существуют недостатки и в самой концепции максимизации шансов переизбрания:  в связи с малыми (4 года) сроками полномочий, парламентарии, естественно, будут отдавать предпочтение краткосрочным программам, при которых избиратели имеют возможность оценить результат их деятельности. Праграммы же, которые требуют непопулярных решений сегодня, с гипотетически высокими результатами в отдаленном будущем реализуются политиками весьма неохотно.   

     Экономисты давно знали о действии закона непредвиденных последствий - тенденции, согласно которой действия правительства дают иные результаты, чем те, на которые расчитывали ее проводники. Однако теория общественного выбора идет дальше представлений о непредвиденных последствиях, которые просто сводятся к несовершенству анализа, проведенного политиками. Скорее всего, присутствующий при формулировании правительственной политики элемент поиска ренты предполагает существование систематической тенденции, согласно которой правительственные программы не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, то есть к фиаско правительства. Введя понятие фиаско правительства, сторонники теории общественного выбора отнюдь не подразумевают, что правительство всегда создает беспорядок в экономике, а рынки всегда функционируют безупречно. Они просто демонстрируют, что и рынок, и правительство - несовершенные институты.

         

 

 

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]