1.3. Координация
экономических выборов.
Для того, чтобы экономика
функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов
миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу
должен выполнять, и для кого производится продукт или услуга. Существует два
способа координации выборов: стихийный
порядок , в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям,
основываясь на информации и стимулах из непосредственного окружения; и иерархия, в которой индивидуальные
действия подчинены инструкциям центральной власти.
Стихийный
порядок на рынках. В экономической теории главным примером действия
стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной
активности. Рынок - это любое взаимодействие,
в которое вступают люди для торговли друг с другом. Некоторые рынки имеют
формальные правила и функционируют в определенном месте, как, например, биржи.
Другие рынки децентрализованы и неформальны. Организационно спектр современных
рынков очень широк: оптовые и розничные
рынки потребительских товаров, мировые рынки тысяч товаров и услуг. Несмотря на
широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они предоставляют информацию и стимулы,
которые нужны людям для принятия решений. Рынки передают информацию о редкости
и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства в основном
в виде цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его
цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар,
а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Или
наоборот, если новая технология понизила затраты на производство какого-либо
товара, информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более
низкой цены. В этом случае люди увеличивают потребление этого товара, а
производители этого товара перебросят часть высвободившихся ресурсов на
производство других, более необходимых благ.
В дополнение к знаниям о том, как
использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они
действовали на основе этой информации. Опять же рынки с помощью цен
осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производственных ресурсов
именно там, где эта продажа будет
происходить по наиболее высокой цене. Ценовые стимулы также заставляют людей
стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют
менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие
запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность
наиболее высока, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо
информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при
данном бюджете. Понимание огромного значения рынков как средства координирования
выборов остается основной чертой экономического мышления.
Иерархия
и власть. Рынки - важное, но не единственное средство осуществления
экономической координации. Наиболее важные тому примеры - решения, принимаемые
внутри частных фирм и правительственных учреждений. В иерархической системе
порядок устанавливается посредством директив, которые менеджеры направляют
своим подчиненным. Цены обычно не играют большой роли в передаче информации.
Вместо цен действуют различные данные, доклады, инструкции и правила.
Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на
подчиненных, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих
основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они
согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.
Хотя коммерческие фирмы и
правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются
друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют
взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые
экономические системы базируются в основном на рынке, другие - на иерархии, но
ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации.
Поэтому оба подхода широко изучаются в экономической науке.
Микроэкономика в основном фокусирует свое внимание на рыночных
связях между домохозяйствами, фирмами и правительственными учреждениями - как
устанавливаются цены на товары и услуги, как эти цены изменяются под влиянием
рыночных условий. В последние годы микроэкономика стала уделять больше внимания
процессу принятия решений, зачастую иерархическому, происходящему внутри
домохозяйств, фирм и учреждений. Это привело к новому пониманию того, как эти
экономические единицы взаимодействуют, к пониманию взаимодополняющей роли
рынков и власти, стихийного порядка и иерархии.