1.2.  Фундаментальные вопросы экономики.

        

     Ограниченность ресурсов, а следовательно производимых для потребления продуктов и услуг, имеет для экономики фундаментальное значение - это ограниченность экономическая. Физически в окружающем нас мире - в недрах земли, в мировом океане и, тем более, в космосе имеется безграничное количество ресурсов. Но уровень наших знаний, степень развития техники и технологии, наша производительность таковы, что в каждый отдельный момент времени мы имеем реальный доступ только к ограниченному количеству ресурсов и вынуждены производить ограниченное количество продуктов, намного меньше, чем это диктовалось бы безграничными желаниями людей. Поэтому любая экономика сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора, среди которых наиболее важными являются следующие:  какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Рассмотрим каждый вид выбора с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.

     Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг  огромно, и все же их недостаточно, чтобы удовлетворить всех и каждого. Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, есть следствие редкости производственных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, придется скомбинировать множество редких ресурсов. К тому же, производственные ресурсы, используемые в одном месте, не могут быть в то же самое время использованы в другом месте. Поскольку производство потребляет ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах стоимость товара или услуги, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из возможных альтернативной деятельностью, требующей того же самого времени и тех же ресурсов, называется альтернативной  стоимостью.

     Для иллюстрации сказанного представим себе экономическую систему, в которой есть только два товара - автомобили и образование. В этой системе альтернативная стоимость производства выпускника вуза может быть представлена в виде количества машин, которые могли бы быть произведены при использовании того же труда, капитала, природных ресурсов. Например, альтернативная стоимость образования выпускника вуза равна трем автомобилям Москвич 2140. Такое арифметическое отношение позволяет выразить альтернативную стоимость в случае, когда мы рассматриваем два товара. Более типична, однако, ситуация, в которой мы имеем много товаров. В этом случае иметь большее количество одного товара означает пожертвовать небольшим количеством каждого из остальных товаров. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги.

     Очень удобно иметь общую единицу измерения, но к измерению альтернативных стоимостей в деньгах стоит подходить очень осторожно потому, что не все денежные расходы представляют собой жертвование возможностью поступить как-то иначе. В то же время не все жертвы, которые мы совершаем, принимают форму денежных затрат. Денежные затраты и альтернативная стоимость -  это пересекающиеся понятия. Так плата за обучение представляет собой альтернативную стоимость, поскольку эти деньги могли бы быть потрачены на что-то другое. Оплата жилья и питание не включаются в альтернативную стоимость обучения, так как  человек где-то должен жить и что-то есть, независимо от того, является он студентом или нет. Наконец, существуют альтернативные стоимости, не связанные с тратой денег. Если бы вы не занялись учебой, то, по-видимому, пошли бы работать и начали зарабатывать деньги. Поскольку вы жертвуете этим потенциальным доходом ради обучения в вузе, этот доход есть альтернативная стоимость, хотя, теряя его, вы и не тратите денег. Привычка рассуждать в терминах альтернативной стоимости - это одна из выжнейших черт экономического мышления.

     Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства:  на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, или на малых предприятиях и мастерских, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Все зависит от эффективности - ключевого соображения при принятии решения о том, как производить товары и услуги.

     В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением экономическая эффективность, означающим такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является эффективность в производстве.    

     Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара;  оно  включает в себя общепринятый смысл - избежание потерь.

     Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено только ценой потери возможности производить что-то еще, если производительные ресурсы и знания неизменны. Но с течением времени производственный потенциал может расширяться в результате накопления новых ресурсов и изобретения новых способов того, как эти ресурсы использовать. В прошлом открытие новых источников естественных ресурсов было важным путем расширения производственного потенциала  Другим источником роста был и является до сих пор рост населения. Однако, когда наиболее легкодоступные источники естественных ресурсов исчерпаны, а рост населения замедляется, то среди трех классических факторов производства резко возрастает значение капитала, который теперь становится основным источником расширения производственных возможностей.

     Увеличение объема капитала, функционирующего в экономической системе, то есть увеличение предложения производительных ресурсов, осуществляемое людьми, называется инвестицией. Инвестиция означает отказ от текущего потребления в пользу будущего потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компъютеров, мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов, услуг и других вещей, призванных удовлетворить наши сиюминутные желания. Но в то же время мы оказываемся в лучшем положении с точки зрения удовлетворения завтрашних желаний.

     Увеличение количества неличностных факторов производства не является единственным источником  экономического роста. Не менее важными для увеличения производственного потенциала являются изменения человеческих знаний - изобретение новой технологии, новых форм организации производства, новых путей удовлетворения потребностей.

     Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - утром фермером, днем портным, а вечером хлебопеком? Или люди должны кооперироваться -  работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах?  Экономисты считают, что кооперация более эффективна, ибо она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку.

     Три вещи делают кооперацию ценной:  совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Совместная работа нескольких человек, не требующая специальных умений, дает хороший результат, например, при разгрузке и укладке в штабеля тяжелых тюков или досок. Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда надо выполнять разные работы, используя разные умения. Даже если все рабочие начинают работу с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада. Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей, а разделение труда осуществляется в соответствии со сравнительными преимуществами.   

     Сравнительное  преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости. Принцип сравнительного преимущества указывает путь для эффективного разделения труда между людьми, работающими вместе. У этого принципа есть и более широкое применение:  он может применяться в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, и, что может быть наиболее важно, сравнительные  преимущества  применимы  к  разделению  труда между странами. Сегодня сравнительное преимущество является одним из важнейших мотивов для взаимовыгодного сотрудничества и кооперации как на одном рабочем месте, так и во всем мире, поскольку этот принцип основан на понятии альтернативной стоимости.

     Совместный труд вызывает вопрос:  для кого все это производится ?   Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости. Эффективность в распределении - другой аспект понятия эффективность. В ситуации, когда производство уже произошло и количество продуктов фиксировано, распределение произведенных благ может быть улучшено только посредством обмена. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении  может быть улучшена.

     Если брать в расчет оба аспекта эффективности - эффективность в распределении и эффективность в производстве, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается случаями, когда суммарное количество благ неизменно. На образ действий субъектов производства влияют еще и правила распределения, так как от них зависит предложение производственных ресурсов. Большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов зависит от стимулов, то есть от величины обещанного им вознаграждения. Правила распределения, например налоги, влияют и на предпринимательские стимулы, что в конечном итоге сказывается на количестве произведенных благ.

     Эффективность распределения -  это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Нас часто интересует, является ли данное распределение справедливым и честным.  Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Cуществует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на минимально необходимый уровень дохода, а всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться уже по другим стандартам. Существует также мнение, что определенные блага - пища, услуги и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

     Другая точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что должны быть соблюдены определенные принципы, такие как право частной собственности и отсутствие рассовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, считается важнее, чем равенство доходов.

     Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

     Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продуктов. Оценочные суждения также возможны по поводу всех основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой. При принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство алкоголя и табака, и в то же время запретить производство кокаина и других наркотических средств. При совершении выбора о том, как производить, возможно ли позволить людям работать в опасных и вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен. Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе членства в партии или профсоюзе, на основе различий пола, расы или возраста. Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

     Позитивная теория, не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действия экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

     Большинство экономистов считает позитивную теорию своим основным и главным занятием, но нормативные соображения несомненно оказывают влияние на развитие позитивной науки. Одно время считалось, что чисто позитивная экономическая наука может развиваться совершенно независимо от нормативных суждений о ценностях и справедливости. Сегодня эта точка зрения постепенно теряет популярность, так как большинство основных экономических проблем, особенно тех, что имеют отношение к правительственной политике, включают в себя как позитивный, так и нормативный компоненты, и нужно понимать, что каждый из этих компонентов влияет на наше мышление.

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]