8.3 Влияние
государственного вмешательства в рыночное равновесие.
Фиксация цен.
Если государство фиксирует цену товара на
некотором неравновесном уровне, то будет, в зависимости от обстоятельств,
искусственно поддерживаться дефицит или избыток.
Когда цена фиксируется на уровне р1 ,
выше равновесной ( рис.8.4 ), избыток производимой продукции оседает в запасах.
Это приводит к увеличению запасов сверх норматива и уменьшению выручки от
продаж, в результате чего производители не получают нормальной прибыли. Рынок
дестабилизируется и государство вынуждено компенсировать дополнительные
издержки фирм для стабилизации рынка. Наиболее эффективный способ такой
компенсации - закупка государством избыточного товара. В этом случае
государство выступает в роли
Рис.8.4
дополнительного
покупателя, увеличивая общий спрос до величины, равной избытку. В результате,
как показано в части “а” рисунка, кривая общего спроса займет положение D’D’,
при котором цена р1 является равновесной, по
которой и правительство и потребители будут приобретать данный товар.
Правительственные закупки могут
предназначаться либо для экспорта, либо для безвозмездной помощи слаборазвитым
странам или своим малоимущим. В первом случае финансовые средства поступают от
экспорта, а во втором - от налогов или
правительственных займов.
Если цена фиксируется на уровне р2
ниже равновесной, то возникающий дефицит приводит к нарастанию
неудовлетворенного спроса. Следствием этого будет нарастание избыточной массы
денег и дестабилизация рынка. При большой массе накопленных денег и фиксации
большинства цен последующее отпускание цен может привести к их существенному росту,
так что многие домохозяйства окажутся за чертой бедности. Кроме того,
фиксирование дефицитных цен по одним товарам ведет к увеличению цен по другим
товарам со свободной ценой, то есть к перекосу цен. Цены перестают быть
носителями объективной информации об общественно необходимых затратах. В этом
случае государство для стабилизации рынка вынуждено восполнять избыточный спрос
за счет собственных источников, например импорта. В результате общее
предложение увеличивается (кривая S’S’ в части “b” рисунка) и равновесие
наступает при цене р2. Но пока положение не
стабилизируется, многие вынуждены будут простаивать в многочасовых очередях.
При фиксированных ценах спекулятивная
деятельность сразу приобретает негативные черты своего нелегального двойника - спекуляции. Обычно в этом случае государство
берет под свой контроль не только цены, но и объемы производства. Но
государство, если не вводит рационирование (карточную систему), не может взять
под свой контроль потребление. В этой ситуации спекуляция неизбежна и,
естественно, нелегальна.
Большие доходы спекулянтов позволяют им
платить высокие цены работникам торговли за нелегально сбываемый товар. Высокие
цены - это плата работникам
Рис.8.5
торговли
за риск нелегальной продажи. Коррупция в торговле становится неизбежной.
Большие доходы спекулянтов и теневой торговли ведут к значительной
дифференциации доходов и возникновению фактически двух рынков - рынка “богатых” и рынка “бедных”.
Описанная ситуация иллюстрируется на
рис.8.5, где пунктиром обозначен спрос на рынке богатых (линия D1D1) и спрос на рынке бедных
(линия D2D2), а результирующая кривая
показана линией DD.
Фиксированная на уровне р
цена и вертикальная линия предложения SS определяют объем продаваемого товара q и общий объем неудовлетворенного спроса q - q при отсутствии спекуляции. Возникающий теневой рынок резко меняет
картину. В соответствии с кривой спроса спекулянтов и кривой предложения
теневой торговли объем товара q приобретается спекулянтами по цене р , которую спекулянты платят работникам торговли. Кривые
спекулятивного спроса и теневого предложения на рисунке не показаны, но в любом
случае теневая цена р будет выше фиксированной цены
р и ниже цены р , по которой спекулянты перепродают товар.
Переходящий в руки спекулянтов товар в
объеме q , с одной стороны уменьшает общее предложение на втором на
соответствующую величину (линия S2S2), а с другой стороны
образует предложение со стороны спекулянтов на первом рынке q1 = q (линия S1S1). В результате на первом
рынке формируется спекулятивная цена рs
, настолько высокая, что потребители второго рынка не в состоянии покупать
товар у спекулянтов (линия спроса D2D2 начинается ниже уровня рs).
Единый рынок сегментируется естественным образом - по уровню спекулятивной цены. Теперь богатые потребители
полностью удовлетворяют свой спрос, правда, снизив его объем, так как
спекулятивная цена намного выше фиксированной. Вследствие удовлетворения спроса
богатых остающийся объем предложения q2 = q - q полностью приходится на второй рынок. В результате
неудовлетворенный спрос бедных составляет величину q2 - q2,
что соответствует общему неудовлетворенному спросу.
Вследствие активности спекулянтов и
теневой торговли общий объем неудовлетворенного спроса снизился, но теперь он
полностью приходится на бедных. Снижение объема неудовлетворенного спроса
произошло в результате снижения объема спроса богатых в связи с увеличением
цены, по которой они теперь покупают товар у спекулянтов.
Объем прибыли спекулянтов соответствует
площади прямоугольника р бар
, а объем прибыли теневой торговли -
площади прямоугольника рсбр . Характерно, что прибыль спекулянтов и теневой экономики
образуется за счет богатых. Но богатые на данном рынке это такие же спекулянты
и теневые дельцы на рынке другого товара. Таким образом, большие доходы
вращаются среди богатых, а в очередях за дефицитными товарами продолжают стоять
бедные. Рынки богатых и бедных практически не соприкасаются.
Нарастание неудовлетворенного спроса и
лишних денег у бедных позволяет им эпизодически покупать товар на рынке
богатых, но в результате этого лишние деньги бедных попадают в кругооборот
богатых. Теневая экономика богатеет, население нищает. Производители никак не
заинтересованы в исправлении положения. Попытки правительства легализовать
спекуляцию - разрешить перекупщикам
торговать по свободным ценам с целью увеличения налоговых поступлений, оставив
фиксированные цены в торговле - худшее
решение из возможных. Перекупщики и теневая торговля всегда найдут пути выжать
необходимую прибыль.
Рассмотренный пример показывает, что как
только правительство с благими намерениями фиксирует низкие цены, неизбежно
возникает спекуляция и теневая торговля.
Налогообложение.
Другим методом правительственного
вмешательства в рыночное равновесие являются налоги. Основной целью взимания
налогов является формирование дохода правительства на различных уровнях (от
федерального до муниципального). По отношению к налогоплательщику налоги обычно
подразделяются на прямые и косвенные. Примером прямых налогов являются
подоходный налог с граждан и подоходный налог с фирм (корпораций). Базой его
исчисления служит для фирмы прибыль. Фирмы как правило включают размер
подоходного налога в величину нормальной прибыли. Косвенным доходом облагается
продажа конкретного товара, а базой для его исчисления является цена товара. Он
фактически заложен в цену и для потребителей (налогоплательщиков). Примерами
косвенного налога являются акцизы и налоги на продажу. Потребитель может и не
знать, что цена товара содержит налог. Для производителей косвенный налог
выглядит вычетом из цены продажи и поэтому производители ориентируют свое
предложение на цену выручки, которая меньше цены продажи на величину налога.
Зададим с виду праздный вопрос: кто платит налоги? Один ответ состоит в том,
что налоги платят хозяйственные агенты:
корпорации, владельцы недкижимой собственности и т.д. Однако в реальной
действительности налогообложение не всегда совпадает с предварительным его
определением, так как существует практика распределения налогового бремени
между производителями и потребителями. Такое распределение называется структурой налогообложения.
Предположим, что начиная с некоторого
времени московские власти, желая увеличить поступления в бюджет на 5 миллионов
рублей в день, ввели налог на бензин в размере 0,5 рубля за литр. Этим налогом
облагаются продавцы бензина. Они, естественно, прибавляют размер налога к цене,
которую потребители платят за бензин на автозаправочных станциях. На
рис.8.6 представлена модель
спроса-предложения, иллюстрирующая вышеуказанное решение. S1 и D - это кривые
предложения и спроса до введения налога. Первоначально в положении равновесия Е1 цена составляет 1 рубль за
литр бензина. Введенный налог перемещает кривую предложения в положение S2. Теперь цена на бензин
должна вырасти до 1,5 рублей за литр, при тех же объемах его поставки и
потребления. Однако, ввиду повышения цены потенциальные потребители сокращают
Рис.8.6
потребление. Графически это интерпретируется
сдвигом влево вверх вдоль кривой спроса D. В положении нового равновесия Е2 цена бензина поднимется
только до 1,4 рубля за литр.Таким образом, продавцы бензина после выплаты
налога получают только 0,9 рубля за литр, то есть налоговое бремя распределится в следующем
соотношении: 0,4 рубля за литр
бензина на покупателей, и 0,1 рубля -
на продавца. Покупатели в данном случае страдают больше, чем продавцы, так как
спрос в данном случае менее эластичен, чем предложение. Это объясняется тем,
что эластичность предложения характеризует условия рынка автомобильного топлива
лишь в Москве, что вызовет увеличение спроса в Московской области.
Таким образом, спрос на бензин в
окрестности точки начального равновесия менее эластичен, чем предложение. Если
соотношения между эластичностью спроса и предложения поменяются в
противоположную сторону, обратными будут и вытекающие из этого абсолютные
резульататы распределения налогового бремени между потребителями и продавцами.
Однако существует и избыточное налоговое бремя, лежащее как на производителях, так и на
потребителях. Это бремя связано с сокращением объема
продаж
с 10 млн. литров ежедневно до введения налога до 8 млн. литров после введения
налога. Потребители получили бы излишек с 2-х млн. литров, равный площади
треугольника, расположенного над доналоговым уровнем цены между точками,
соответствующими объемам продаж Q1 и Q2. Производители аналогично
получили бы излишек, равный площади треугольника, расположенного ниже
доналоговой цены.
“Потерянный” таким образом
потребительски-производительский излишек называется избыточным налоговым
бременем, так как продавцы и покупатели при введении налога сокращают общие
объемы своих деловых операций. Потенциальная общая выгода от продажи ежедневно
2 млн.литров бензина потеряна с введением налога. В терминах геометрии размер
избыточного налогового бремени можно вычислить по правилам вычисления площади
треугольника. Для данного примера она равна 2 млн.литров х 0,5 руб., или 1 млн.
рублей в день. Общая величина налогового бремени составляет 4 млн.рублей
(вместо планировавшихся 5 млн.рублей) выплачиваемых правительству Москвы, плюс
1,0 млн.рублей избыточного налогового бремени.
Одним из главных вопросов, связанных с
введение косвенных налогов, является вопрос распределения налогового
бремени: на кого в большей степени
ложатся косвенные налоги - на
потребителей или на производителей?
Ответ на этот вопрос зависит от соотношения ценовой эластичности спроса
и предложения в точке исходного равновесия (рис.8.7).
Рис.8.7
Пример с налогами можно рассматривать
достаточно обобщенно, потому что фактически любой налог заставляет фирмы и
отдельных лиц менять свое поведение на рынке, сокращая объемы облагаемой
налогом деятельности. Например, подоходные налоги создают избыточное налоговое
бремя, связанное с тем, что они понижают стимулы к работе и сбережениям.
Аналогичным образом тарифы (налоги на импорт) образуют избыточное бремя налогов
тем, что создают сложности для международной торговли, которая основывается на
принципах сравнительных преимуществ. Избыточное бремя налогов является частью
альтернативной стоимости услуг, предлагаемых государством, как и сами налоги,
взимаемые правительством
Лицензирование.
Обычно акцизные налоги вводятся с целью
ограничения потребления “общественно вредных товаров” - алкоголя и сигарет, спрос на которые, к
сожалению обладает очень малой ценовой эластичностью. И хотя правительство
собирает с потребителей большой акцизный налог, уменьшения потребления вредных
товаров не происходит, то есть основная цель введения такого налога не
достигается. Это еще раз подтверждает известный факт, что бороться с вредными
привычками с помощью повышения налогов и цен бесполезно - люди не перестают меньше пить и курить, они
скорее станут хуже питаться и одеваться. Необходимо переориентировать
предпочтения потребителей.
В принципе такого же эффекта снижения
объема спроса правительство может достигнуть организацией продажи разрешений
(лицензий). Для потребителей цена товара будет слагаться из цены лицензии и
розничной цены товара. При этом исходный рынок как бы подразделяется на два
рынка - рынок лицензий и рынок продажи товара по лицензиям. На рынке лицензий в
качестве продавца выступает правительство. Увеличение цены товара приводит к
снижению его потребления.
Данная схема ограничения спроса
экономически равносильна схеме с косвенным налогом, однако более громоздка в
реализации и допускает большие возможности для злоупотреблений. Проверить
процент налоговых отчислений от объема продаж значительно проще, чем проверять
соответствие проданного по лицензии товара количеству проданных лицензий. Кроме
того, в социальном плане торговля по лицензиям имеет характер ограничения
свободы потребительского выбора, правда, экономическими методами. Однако в некоторых
случаях по определенным видам товаров она оказывается целесообразной, например,
во внешней торговле в целях ограничения экспорта товаров, пользующихся спросом
на внутреннем рынке.
Влияние
дотаций.
В тех случаях, когда рыночное равновесие
не обеспечивает достаточный, с точки зрения правительства, объем
спроса-предложения товара, правительство может стимулировать предложение путем
денежных дотаций, выплачиваемых производителям за какой-либо товар. На рис.8.8
показан пример влияния дотаций на рыночное равновесие. Исходное состояние рынка,
определяемое кривыми спроса DD, и предложения SS, соответствует равновесной
цене ро и объему спроса-предложения qо. В целях увеличения
потребления правительство вводит дотации производителям в виде возмещения
некоторой доли цены товара (часть “а” рисунка). Теперь часть цены оплачивается правительством и в результате тот
же самый объем q будет предлагаться
производителем при меньшей цене продаж ро, что равносильно сдвигу
кривой предложения в положение S`S`. Предложение увеличивается и новое
состояние рынка характеризуется большим объемом предложения q`о > qо и меньшей ценой продаж ро < ро.
Кто получит большую выгоду от
правительственных дотаций производителям?
Если спрос более эластичен, чем предложение, то выигрыш в цене получают
в большей степени производители. Если же предложение более эластичнее спроса,
то выигрывают в основном потребители за счет снижения цены товара.
Рис.8.8
Аналогичный эффект увеличения спроса и
предложения может быть получен за счет стимулирования спроса путем выделения
целенаправленных субсидий потребителям.
Для того, чтобы субсидии были направлены на расширение спроса только на
конкретный товар или группу товаров, они выделяются не в виде денежных сумм, а
в форме талонов (например, широко используемые в США продуктовые талоны для
малообеспеченных семей). Это равносильно тому, что потребительский бюджет,
выделяемый на покупку данного товара, увеличивается на стоимость талонов.
Кривая спроса DD в этом случае ( рис.8.8b) смещается вправо вверх до положения
D`D`, увеличивая объем спроса до q`o. Цена покупки падает до
величины ро, а разность цен
ро - ро для потребителя покрывается при расчете талонами, а для
производителя путем оплаты предъявляемых талонов из бюджета правительственными
организациями.
На рис.8.8 влияние дотаций производителям
и субсидий потребителям показано в “чистом” виде, как если бы все производители
и все потребители получали указанные виды помощи. В действительности дотируются,
как правило, лишь убыточные производители, а субсидируются только малоимущие
потребители. Общий спрос и общее предложение на рынке формируется под суммарным
воздействием всего множества производителей и потребителей. Поэтому влияние
дотаций и субсидий на общее равновесие происходит на фоне достаточно мощного
предложения прибыльных производителей и спроса благополучных потребителей. Тем
не менее, в случае дотаций равновесная рыночная цена уменьшается, а в случае
субсидий увеличивается. В первом случае прибыль рентабельных производителей, не
получающих дотаций, падает, а во втором случае цена для благополучных
потребителей растет. Это означает, что и дотации, и субсидии делаются не только
за счет правительства, но и за счет рентабельных производителей, и обладающих
достатком потребителей.