Раздел 7. Рынок факторов производства.
Рынки
ресурсов (факторов производства) выполняют две основные функции в рыночной экономике: они помогают определить, как производятся товары
и услуги и для кого они производятся.
Они могут
определить, как производятся товары и услуги потому, что большинство товаров и услуг может быть произведено несколькими способами. Выбор метода производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Машины могут производиться с использованием большого
количества относительно неквалифицированного труда или меньшего количества труда высококвалифицированных рабочих. Пшеницу, например, можно вырастить путем экстенсивной обработки больших участков земли с применением большого количества техники и небольшого количества труда,
или же путем интенсивного возделывания небольших площадей с применением большого количества труда и небольшого количества техники. Выбор методов
производства зависит от цен на ресурсы. С изменением этих цен методы производства также могут изменяться. Относительно дешевые ресурсы используются достаточно широко, относительно дорогие - весьма экономно.
В то же время рынки ресурсов помогают
определить, для кого производится продукция,
поскольку большинство людей получает доходы путем продажи труда или других ресурсов, которыми они располагают. Так как на рынке
определяются цены на ресурсы, устанавливается соответственно и то, какая часть совокупного продукта достанется людям, которые предлагают труд, капитал и другие ресурсы.
7.1 Спрос на ресурсы.
Во многом
рынки ресурсов похожи на рынки товаров. Теории спроса и предложения и категорийный аппарат предельного анализа применимы к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам. Однако в одном очень
существенном моменте рынки ресурсов отличаются от товарных: на многих рынках ресурсов фирмы являются покупателями, а домохозяйства являются продавцами чаще, чем где бы то ни было. Поэтому теория спроса на ресурсы
должна быть основана на анализе максимизации прибыли со
стороны фирм.
Ограничения, стоящие перед фирмами:
1.
Производственная технология, определяющая, как могут быть скомбинированы ресурсы для производства продукции.
2. Спрос на
продукт. Фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с
целью продажи, поэтому он называется производным
спросом.
3. Стоимость ресурсов. При
определении количества приобретаемых ресурсов каждая фирма должна учитывать
затраты на их приобретение, меняющиеся в зависимости от конъюнктуры и
конкурентности рынка.
Когда имеется один переменный ресурс,
технологические ограничения могут
быть представлены в виде кривых предельного физического продукта. Как было указано в 3-м разделе, когда количество какого-то ресурса
возрастает, а количество всех остальных ресурсов остается
прежним, может быть достигнут такой уровень, при котором предельный физический
продукт переменного ресурса будет падать. Этот принцип называется законом
убывающей доходности.
На рис.7.1 показано, что по мере
того, как количество одного переменного ресурса увеличивается, а
объем всех остальных ресурсов остается неизменным, совокупный физический
продукт возрастает в убывающей пропорции (верхняя часть рисунка). Предельный же
физический продукт уменьшается по мере того, как растет
количество переменного ресурса (нижняя часть рисунка).
Так как
спрос на производственные ресурсы - это производный спрос, фирма должна рассчитывать доход от продажи продукции, произведенной с
помощью дополнительных ресурсов также, как и предельный физический продукт
ресурса. Изменение дохода, получаемого в результате продажи дополнительной единицы продукции, произведенной в результате потребления
одной единицы ресурса, называется предельной производительностью этого ресурса. Отношение предельной
доходности ресурса к спросу на продукцию фирм "прайс-тейкеров" и
фирм, самостоятельно устанавливающих цены на свою
продукцию, должно рассчитываться по разному. Как было показано в 6 разделе, фирма "прайс-тейкер"
|
Рис.7.1
на рынке своей продукции имеет
совершенно эластичную кривую спроса на произведенный ею товар. Количество
выпускаемой продукции не влияет на цену, по которой она продается. Поэтому
предельный доход такой фирмы равен цене производимой продукции,
которая постоянна при любом объеме выпуска. Для такой
компании, следовательно, предельная доходность ресурса равна стоимости
предельного продукта, то есть предельному физическому продукту, умноженному на цену выпускаемой продукции.
Если для фирмы-продавца рынок не
является совершенно конкурентным, то цена на продукцию компании будет
изменяться вместе с изменением объема выпуска. Поскольку цена за единицу
продукции уменьшается по мере того, как возрастает количество выпускаемой
продукции, для такой фирмы предельный доход на единицу продукции всегда меньше,
чем цена за единицу продукции. Из этого следует, что предельная доходность
ресурса в этом случае меньше, чем стоимость предельного продукта. На каждом
уровне потребления ресурсов предельная доходность равна
предельному физическому продукту, умноженному на предельный доход, приходящийся
на единицу продукции.
Стоимость
ресурсов, которую должна учитывать фирма при определении количества потребления каждого ресурса - это издержки приобретения
каждой
дополнительной единицы данного
ресурса, то есть предельные издержки ресурса. Для фирм,
выступающих в роли "прайс-тейкеров", то есть приобретающих незначительное количество ресурса из общего рыночного объема его потребления, предельные издержки ресурса равны его рыночной цене.
Чтобы максимизировать прибыль фирма
должна использовать такое количество каждого ресурса, чтобы величина предельной
доходности ресурса была равна предельным
издержкам ресурса. Если предельная доходность ресурса превышает его
предельные издержки, то потребление фирмой еще одной единицы ресурса увеличит в
большей степени доход, чем издержки, и повысит
прибыль. Если предельные издержки ресурса превосходят его предельную
доходность, то потребление еще одной единицы ресурса сократит доход, и тем самым
уменьшит прибыль. Когда предельная доходность ресурса и предельные издержки
ресурса равны, невозможно увеличить доход, изменив потребление ресурса. Это
правило можно записать в виде следующего равенства
MRC = MRP,
где MRC - предельные
издержки ресурса; MRP - предельная доходность ресурса.
Это правило максимизации прибыли
справедливо как для фирм, являющихся на рынках "прайс-тейкерами", так
и для фирм, самостоятельно устанавливающих
цену на свою продукцию.
Когда фирма является
"прайс-тейкером" на рынке ресурсов, ее кривая предельной доходности ресурса совпадает с кривой спроса на ресурсы (независимо
от того, является ли она "прайс-тейкером" на рынке своей продукции). При этом количество ресурса,
необходимое упомянутой фирме, будет таким, при котором цена ресурса
станет равной предельной доходности ресурса. Концепция определения положения
кривой спроса на тот или иной ресурс со стороны одной фирмы может быть
использована для изображения рыночной кривой спроса на этот ресурс со стороны
потребляющих его фирм. Результирующая (рыночная) кривая является кривой
производного спроса, так как спрос на любой ресурс определяется не столько
полезностью самого ресурса, сколько спросом на ту продукцию, для производства
которой он используется. Рыночный спрос на пахотную землю определяется спросом
на продовольствие, спрос на типографское оборудование - спросом на книги и т.д.
Так же как спрос на продукцию, спрос на ресурсы изменяется в соответствии с
изменениями экономической ситуации. Изменение рыночной цены ресурса повлечет за
собой изменение количества потребления данного ресурса (перемещение по кривой
спроса). Изменение экономической ситуации может повлиять на изменение спроса на ресурс (смещение кривой спроса).
Для производительных ресурсов
необходимо уметь определять зависимость уровня потребления от изменения цен,
используя концепцию ценовой эластичности спроса. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы влияет несколько факторов.
1. Ценовая эластичность спроса на
продукт. Поскольку спрос на любой ресурс определяется спросом на продукт, в
производстве которого он используется, эластичность спроса на ресурс зависит от
эластичности спроса на продукт: чем выше эластичность спроса на продукт, тем
выше эластичность спроса на ресурс. Так небольшое повышение цены на продукт с
большой эластичность вызывает
резкое снижение выпуска продукции и соответственно большое сокращение количества используемых ресурсов.
2. Доля ресурсов в общих
производственных затратах. Изменение цен на ресурсы,
представляющие значительную часть общих производственных расходов, окажет
большое влияние на рыночную цену продукта, то есть чем больше общих издержек
приходится на какой-нибудь ресурс, тем выше эластичность спроса на этот ресурс.
3.
Взаимозаменяемость ресурсов. При прочих равных условиях спрос на ресурс будет
тем более эластичен, чем проще он может быть заменен другим ресурсом. Важно
заметить, что особую роль в процессе замещения ресурсов играет время. В конечном счете эластичность спроса на ресурс зависит не
только от технической заменяемости его другими ресурсами, но и от эластичности предложения других ресурсов.
Имеется три вида изменений рыночной ситуации приводящих к сдвигу кривой спроса на ресурс.
1. Изменение спроса
на выпускаемую продукцию. При прочих равных условиях изменение
спроса на продукт, который производится определенным видом ресурса, приведет к
изменению спроса на ресурс в том же направлении. Источник изменения спроса на
продукт может иметь либо микроэкономическую, либо макроэкономическую природу. В
качестве микроэкономического примера можно привести увеличение спроса на труд
охранников при криминализации общества. В качестве макроэкономического примера можно назвать крах финансовой системы в России, приведший к падению спроса на банковских работников и массовому их увольнению.
2. Изменения в ценах на другие ресурсы
могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс, при этом эффект воздействия
зависит от того, взаимозаменяемы или взаимодополняемы эти
ресурсы. В любом производственном процессе труд и капитал являются замещающими
друг друга ресурсами. Допустим, что цены на машинное оборудование снизились.
Соответствующее воздействие на спрос труда явится результатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема. Снижение цен на машинное оборудование побуждает фирму заместить ими труд, то
есть эффект замещения снизит спрос на труд. При снижении цен на машинное
оборудование происходит снижение издержек производства и фирме выгодно
становится производить и реализовывать больше продукции, а увеличение объемов производства
приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. Иначе говоря, эффект объема влечет за собой рост спроса на труд. Эффекты
замещения и объема продукции действуют в противоположных
направлениях. Если эффект замещения превалирует, то изменение в цене
ресурсозаменителя вызывает однонаправленное изменение спроса на ресурс. Если же
превалирует эффект объема, то изменение цены ресурсозаменителя вызывает
разнонаправленное изменение в спросе на ресурс. Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них
в производстве повлечет также увеличение количества другого, и наоборот.
Например, значительное снижение цен на бензин вызовет увеличение объема
грузовых перевозок автотранспортом и, как следствие, повышение спроса на водителей грузовых автомашин.
3. Изменения
технологии. По мере того, как улучшение технологии сдвигает вниз кривую затрат фирмы, изменяется количество ресурсов, необходимое
для
производства заданного объема
продукции. Иногда изменение технологии заставляет увеличить спрос на один
ресурс и в то же время снизить спрос на другой ресурс. Но обычно новая
технология сокращает количество всех ресурсов,
необходимое для производства единицы продукции.
До сих пор
мы обсуждали предельную производительность и спрос на ресурсы в категориях, которые подходят для любого производительного ресурса. Но при анализе предложения на рынках ресурсов мы не можем
делать такие обобщения потому, что обстоятельства,
воздействующие на предложение, различны для разных факторов
производства. Поэтому модель уравновешивания спроса и предложения
для каждого фактора производства приходится
рассматривать раздельно.