Раздел 6. Функционирование рыночных структур.
Рыночные структуры характеризуется
условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих
условий относятся: количество и размеры
фирм, характер продукции, свобода входа и выхода, доступность информации. При
построении моделей, описывающих функционирование различных рыночных структур,
исходят из допущения, что целью всех фирм является максимизация прибыли. Это
означает, что различия в конкретных вариантах выбора, который делается фирмами
в условиях различных рыночных структур, проистекают из различий в системах
ограничений ( ограничивающих факторов ), с которыми сталкиваются фирмы, а не из
различий в их целях.
6.1 Понятие рыночной
структуры.
Экономисты обозначают условия, в которых
протекает рыночная конкуренция, термином “рыночная структура”. Она определяется количеством и размерами фирм,
характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью
информации. Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию
предложения и максимизации прибыли.
Различают следующие четыре типа рыночных
структур: совершенная конкуренция,
монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Характеристики этих
рыночных структур приведены в таблице 6.1
Приведенные в таблице рыночные структуры
распадаются на две группы: реальные классификации и идеальные типы. Олигополия
и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих
рынков. К числу олигополистических структур
относятся такие отрасли обрабатывающей промышленности, как
производство аллюминия и сигарет. В сфере услуг это
Таблица 6.1
Структуры |
Количество и
размер фирм |
Характер
продукции |
Условия выхода и входа |
Доступность
информации |
Совершенная
конкуренция |
Множество
мелких фирм |
Однородная
продукция |
Никаких
затруднений |
Равный
доступ ко всем информациям |
Монополистическая
конкуренция |
Множество
мелких фирм |
Разнородная
продукция |
Никаких
затруднений |
Некоторые
ограничения |
Олигополия |
Число фирм
невелико, есть крупные фирмы |
Разнородная
или однородная продукция |
Возможны
отдельные препятствия |
Некоторые
ограничения |
Монополия |
Одна фирма |
Уникальная
продукция |
Практически
непреодолимые препятствия |
Некоторые
ограничения |
телевидение
и телефонная сеть. Характеристики монополистической конкуренции достаточно
точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания, в частности, это
станции технического обслуживания и сфера банковских услуг. В обрабатывающей
промышленности - это производство одежды. Не существует жесткой демаркационной
линии разграничения этих двух структур, поскольку отсутствуют качественные
критерии оценки размера фирм.
Совершенная конкуренция и монополия как
рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально
существующих рынков; они представляют собой скорее абстрактные, идеальные типы
рыночных структур. Под термином “идеальные типы” в данном случае
подразумевается то, что они существуют скорее как абстракции, к которым реально
существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться. Существуют, однако, рынки, которые отвечают
требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чем другие. Например,
рынки некоторых сельхозпродуктов (пшеницы, кукурузы), а также некоторые
финансовые рынки. Крайне трудно найти и рынки, представляющие собой совершенные
монополии. Даже у фирм, занимающих доминирующее положение на своих рынках,
почти всегда есть один-два мелких конкурента.
Идеальные и реальные рыночные структуры
играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы - совершенная
конкуренция и монополия - обладают тем преимуществом, что позволяют четко
обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях
максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные
модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив
относительно объема выпуска продукции к уровню цен, а также определить
оптимальный вариант выбора. Нередко эти модели дают возможность понять
функционирование таких рынков, которые в действительности далеко не полностью
отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры.
Олигополия и монополистическая
конкуренция гораздо успешнее описывают более широкий диапазон реально
существующих рынков, так как характеризуют совокупность ограничений для фирм в
куда более емких терминах.
Среди трудностей конструирования точных
моделей олигополии и монополистической конкуренции особое место занимает учет
важности предпринимательства в этих структурах. Каждодневные условия жизни
олигополистических рынков и рынков монополистической конкуренции отмечены
соперничеством предпринимателей - поединками один на один в борьбе за лидерство
в таких областях, как разработка продукции, реклама, индивидуальная продажа,
качество обслуживания и стратегия ценообразования. Не существует способа
адекватного описания поведения предпринимателя с помощью уравнений и
графиков: сама идея предпринимательства
предполагает дух изменений, неопределенности и инноваций.
С другой стороны, подкупает легкость, с которой
поддаются построению точные модели совершенной конкуренции и монополии. На
рынках совершенной конкуренции фирмы не осуществляют нововведений и не
занимаются рекламной деятельностью; их
продукция идентична как по существу, так и по восприятию потребителей. В этих
условиях фирмы не проводят сколько-нибудь сложных стратегий в области
ценообразования, поскольку мелкая фирма просто принимает рыночную цену как
данность. Ограниченную роль играет предпринимательство и при некоторых формах
монополии.
В экономической литературе при анализе
функционирования указанных рыночных структур их иногда разделяют на совершенную
и несовершенную конкуренцию. К последней относят монополию, олигополию и
монополистическую конкуренцию. Однако это не меняет существа дела.