3.2  Предложение.

 

     При рассмотрении предложения начнем с конструирования модели зависимости между ценой и количеством товара, которое продавцы намереваются продать. Рис.3.2  показывает эту зависимость. Как и кривые спроса, кривые предложения SS строятся, исходя из допущения “при прочих равных”. Кривая предложения показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменение цены         (предполагается, что цены других товаров, технология производства и прочие важные условия неизменны).

     Почему кривая предложения имеет положительный наклон? Почему производители при прочих равных условиях планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая рыночная цена выше, а не ниже?  Мы можем попытаться найти объяснения для всех этих проблем, не углубляясь в микроэкономическую теорию, а пользуясь только здравым смыслом.

     Одно объяснение состоит в том, что положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Когда цена на производимый товар растет, у производителя появляется стимул посвятить больше сил и времени производству. Некоторые люди могут принять решение начать производство данного товара и впервые выйти с ним на рынок. Такие закономерности существуют на любом рынке. Исключения из этого правила очень редки.

     Другое объяснение заключается в том, что положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Фабрика с фиксированным количеством машин может производить больше товаров, если повысить рабочим зарплату, чтобы они сверхурочно использовали наличное оборудование. Однако это имеет смысл только до некоторой точки, пока добавочные затраты на выпуск  увеличенного количества продукции не превышают добавочной прибыли от продажи продукции. Каждое  из  приведенных объяснений подходит к  определенным обстоятельствам, а вместе взятые они достаточно  удовлетворительно обосновывают положительный наклон кривой предложения.

     Так же. как и в случае со спросом, влияние изменения цены продукта, при прочих равных условиях, может быть показано движением вдоль кривой предложения. Такое движение называется изменением величины предложения. Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу кривой предложения, который называется изменением предложения. Отметим четыре важных фактора, могущих приводить к сдвигу кривой предложения. Значение каждого из факторов объясняется с учетом того, что кривая предложения отражает альтернативную стоимость производства товара или услуги. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. Когда предприниматели понижают альтернативную стоимость производства путем внедрения более эффективных технологий, то становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене. Снижение затрат на единицу продукции приводит к перемещению кривой SS в положение S”S”. После внедрения новой технологии изменения цены продукции вызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.

     Цены на ресурсы также могут влиять на предложение. Рост цен на ресурсы, при прочих равных, приведет к сдвигу кривой SS влево в позицию S`S`.                                             

 

      

                                                                           

Левостороннее направление сдвига объясняется тем, что при новых, более высоких ценах на ресурсы производители будут предлагать на рынок меньше продукции, чем раньше, при любой рыночной цене. Изменения цены продукции вызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.

     Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, могут привести к сдвигу кривой предложения. Если цена на эти конкурирующие товары растет, а цена на производимые ранее товары остается прежней, то предприниматели получают стимул к тому, чтобы перебросить часть наличных ресурсов на выпуск конкурирующих товаров, что выразится в сдвиге кривой предложения ранее производимых товаров влево.

     Изменение ожиданий могут сдвигать кривую предложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Возьмем для примера фермера, который выбирает, какие ему культуры сеять, руководствуясь не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать во время сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Мы только что говорили о том, как рост цен на конкурирующие товары стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Каждое производство требует соответствующего оборудования и технологии. Этот стимул будет гораздо более действенным, если производители ожидают, что повышение цен на конкурирующий товар будет долговременным и стабильным. При наличии такого ожидания предприниматели будут стремиться купить специальное оборудование и технологию производства конкурирующего товара.

     Следующий шаг в построении рыночной модели “спрос-предложение” состоит в том, чтобы поместить кривые спроса и предложения в одну систему координат. И для кривой спроса, и для кривой предложения, изменение цены товара приводит к движению точки вдоль графика. Все возможные влияния изменений цен как бы “встроены” в эти кривые при их построении. Поэтому цена товара отложена по одной из осей координат. Так как мы строим двумерную систему координат, то изменения других переменных не могут быть отражены таким же образом;  любое измение переменной, подпадающей под наше допущение о “прочих равных”, графически выражается сдвигом кривой спроса или предложения. Отметим, что перечисленные ранее факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, не являются исчерпывающими. Почти для каждого товара существуют специфические факторы, которые могут повлиять на спрос и предложение отдельных товаров, сдвигая кривые спроса и предложения.

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]