Раздел 3. Рыночное регулирование экономики.
Модель рыночного регулирования экономики называется также моделью
спроса и предложения. Экономисты используют термин спрос для обозначения
желания и возможности людей покупать товары. Термин предложение обозначает
желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке.
Как отмечалось при описании схемы
экономической активности, на рынке конечных продуктов и услуг произведенные
бизнесом товары и услуги потребляются домохозяйствами и правительством. Здесь
желания потребителей приобрести определенные товары встречаются с интересами
производителей продать свои товары. Иначе говоря, спрос на товары и услуги
встречается с предложением товаров и услуг. Путем приобретения в личное или коллективное
пользование продуктов и услуг домохозяйства удовлетворяют свои индивидуальные и
общественные потребности, а бизнес получает соответствующий доход, который в
конечном счете образует доход домашних хозяйств для будущего потребления. Таким
образом, главным мотивом формирования спроса на рынке конечных товаров и услуг
является удовлетворение личных и общественных потребностей населения.
3.1 Спрос.
Закон спроса формально может быть изложен следующим
образом: на любом рынке, при прочих
равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной
спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина
спроса имеет тенденцию расти при падении цен и уменьшаться при ее повышении.
Это происходит по двум причинам.
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются
прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые
он использовал ранее. Во-вторых, поскольку потребление подвержено действию
закона убывающей предельной полезности, согласно которому каждые последующие
единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения,
потребители покупают дополнительные единицы товара только при условии, что его
цена снижается.
Закон спроса может быть представлен в
виде графика на рис 3.1. Этот график называется кривой спроса DD. Эффект
изменения цены товара p, заключающийся в изменении
объема q приобретаемых товаров при прочих равных условиях,
может быть показан как перемещение из одной точки кривой спроса а в другую точку b, лежащую на той же кривой. Экономисты называют передвижение по
кривой спроса изменением величины
спроса. Это передвижение отражает реакцию покупателя на изменение цены
товара при прочих равных условиях.
Но изменения других переменных, не
отраженных на графике, также могут влиять на потребление людьми продуктов. Как
учитывать другие переменные при
построении
кри-вой спроса? На этот счет существует правило: если мы отбрасываем допущение “при прочих равных” и происходит
изменение некоторой переменной, не отраженной ни на одной из осей графика, то в
результате такого изменения произойдет сдвиг кривой спроса. В своей новой
позиции D`D` кривая спроса, как и
прежде, выражает зависимость двух переменных, но это уже
качественно иная зависимость. Сдвиг кривой спроса называется изменением спроса. Изменение спроса
может быть вызвано только действием какой-то неценовой переменной, не
отраженной на осях графика спроса рассматриваемого товара.
Экономисты называют причины, по которым
происходит изменение спроса, неценовыми детерминантами или факторами изменения
спроса. Это могут быть взаимозаменяемые товары (или субституты), как например,
мясо говядины и птицы, рост цены одного из которых вызывает рост спроса на
другой товар (сдвиг кривой DD вправо в положение D`D`). Существуют пары
взаимодополняющих товаров (или комплементов), как например проигрыватели и
компакт-диски, рост цены одного из которых приводит к снижению спроса на оба
товара (сдвигу кривой D`D` влево в положение DD).
Существует еще один важный момент, на
котором стоит остановиться. Формируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем
цену относительную, то есть рассчитанную по отношению к другим товарам. В
периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно
важным различать изменения в относительных и номинальных ценах. Когда инфляция
сильна, товар может стать относительно более дешевым, даже если его номинальная цена растет (так как цены на другие
товары растут еще быстрее). Такое относительное удешевление какого-либо
продукта приводит к росту его потребления.
Спрос на товар также зависит от изменений
доходов потребителей. Для каждого уровня потребительских доходов существует
своя кривая спроса, выражающая определенную связь цены и величины спроса на
товар. Когда доходы потребителей растут, они, естественно, покупают большее
количество товаров при неизменных ценах. Но по мере роста доходов люди
становятся все более разборчивыми в том, какие товары им нужны. Экономисты
называют нормальным товаром те
товары, спрос на которые увеличивается, при прочих равных, по мере роста
доходов (например, сливочное масло). Те товары, спрос на которые при
возрастании доходов падает, экономисты называют низшими товарами (например маргарин). Когда потребительские доходы
растут, то кривая спроса на низший
товар сдвигается влево.
Товары являются нормальными или низшими
только потому, что так их оценил потребитель; эти свойства не являются
внутренне присущими товарам. При каждом акте покупки потребитель соизмеряет,
часто неосознанно, потребительский бюджет, цену товара и желание иметь данный
товар. Если первые два фактора - цена и бюджет - достаточно определенны, то
желание купить товар не только количественно неопределимо, но иногда
неосознаваемо покупателем до момента покупки. Часто потребитель приобретает
товар, который он до этого покупать не собирался. При этом важное значение
имеет не только предварительная информация о товаре, но и внешний вид, привлекательность
упаковки, советы продавца и прочие вроде бы случайные вещи. Это
социально-психологическое восприятие товара потребителем, часто не связанное с
объективной, физиологической полезностью товара в потреблении, называется
потребительской полезностью товара.
Изменение ожиданий покупателей - еще один
фактор, который может быть причиной сдвига кривой спроса. Если люди по
какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, или что
какой-то неценовой фактор вызовет в скором времени рост альтернативной
стоимости товара, то потребители будут стремиться купить этот товар до
ожидаемых изменений.
Изменение вкусов также является
источником изменения спроса. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких
отраслях, как одежда и популярная музыка). В этом случае кривая спроса
совершает сдвиги очень часто. В других случаях изменение вкусов происходит
очень медленно, но постоянно. Так, например, в последние годы в развитых
странах потребители стали больше заботиться о своем здоровье, в результате чего
спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина падает, а спрос на
рыбу и спортивное оборудование растет.
Переходя от шкалы индивидуального спроса
к шкале массового спроса можно сказать, что увеличение числа
потребителей обусловливает повышение спроса, и в то же время в условиях
массового спроса отдельный потребитель, изменяя свой спрос, практически не
влияет на положение суммарной кривой
спроса сотен тысяч потребителей. Массовый спрос устойчив и меняется
только под воздействием серьезных причин, приводящих к изменениям массового
потребительского сознания. Одной из таких причин являются технологические изменения, приводящие к появлению нового
продукта, меняющего потребительский
спрос. Так компакт-диски и калькуляторы практически ликвидировали спрос на
долгоиграющие пластинки и арифмометры.