3.4 Эластичность спроса и предложения.
Изменения спроса или предложения вызывают
изменение цен по мере движения по соответствующей кривой. Способность одной
экономической переменной реагировать на изменения другой может быть
продемонстрирована многими способами в зависимости от выбранных единиц
измерения.Чтобы предотвратить вероятную путаницу, возникающую при выборе
различных единиц измерения, вводят единый стандарт - выражать все изменения в
процентах. Использование процентного измерения широко распространено в
экономике. Термин эластичность используется
для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных
изменений.
Для спроса и предложения существуют
следующие характеристики: эластичный,
неэластичный, с единичной эластичностью, совершенно неэластичный и совершенно
эластичный. Каждый из этих терминов соответствует численному значению диапазона
изменений эластичности. Совершенно неэластичной кривой спроса или предложения
приписывается численное значение, равное 0, так как любое изменение в цене не
производит никакого изменения в величине спроса или предложения. Термин
неэластичный применим к численным значениям от 0 до 1. Спрос или предложение с
единичной эластичностью определяется численным значением, равным единице. Термин
эластичный подходит для любого численного значения, большего 1. Термин
совершенно эластичный представляется горизонтальной прямой и численно не может
быть определен, поскольку стремится к бесконечности.
Эластичность
спроса. Рассуждая об эластичности
спроса, иногда достаточно сказать, что спрос эластичен или неэластичен, не
стремясь к максимальной конкретности. В других случаях полезно придать этому
процессу количественные характеристики. Наиболее популярной для определения
эластичности спроса является формула средней точки, которую иногда называют
дуговой эластичностью. Она рекомендуется для применения при относительно
небольших интервалах изменения величин спроса и цен.
Процентное изменение величины спроса
запишем как отношение
( Q2 - Q1 ) : [( Q1 + Q2 ) : 2 ]
где: Q1 - значение величины спроса до
его изменения,
Q2 - значение величины спроса
после его изменения.
Аналогичным образом процентное изменение в цене
запишем как отношение
( Р2 - Р1 ) :
[( Р1 + Р2 ) : 2 ]
где: Р1 - значение цены до изменения ситуации,
Р2 - значение цены после изменения ситуации.
Определение
процентных изменений спроса и цены позволяет нам записать полную формулу для
вычисления эластичности спроса по цене
Ер = [( Q2 - Q1 ) ( Р1 + Р2 )] : [(Q2 + Q1) (P1 - P2)]
Поскольку
кривые спроса имеют отрицательный наклон, эта формула дает отрицательное
значение эластичности. Согласно широко распространенной практике, при
обсуждении эластичности спроса по цене знак “минус” опускается. Исчисленная по
этой формуле эластичность, равная какому-то числовому значению, означает, что
величина спроса возрастает на вычисленное число процентов на каждый 1% измения цены.
Формула средней точки показывает
эластичность спроса на определенном интервале цен и величины спроса.
Определенная на некотором другом интервале эластичность спроса для того же
товара может остаться той же самой или измениться в зависимости от формы
кривой. Представленная на рис.3.6 линейная
кривая спроса (прямыми линиями иллюстрируют кривые спроса и предложения
в
большинстве
работ по экономике) показывает, что эластичность спроса вовсе не постоянна для
всех интервалов цен и величин спроса на линейной кривой. Например, эластичность
спроса в интервале цен от 8 до 9 рублей равна 5,66, а на интервале цен от 2 до
3 рублей она равна 0,33 (вычисления приведены на рисунке).
Приведенные вычисления иллюстрируют
следующее общее правило: эластичность
уменьшается по мере движения вниз по кривой спроса данной формы (прямой линии).
Этому есть простое объяснение. В верхней части, где цена относительно велика, процентное
изменение цены является весьма незначительным, а величина спроса на этом
участке низка и соответствующее процентное изменение достаточно велико. Таким
образом, спрос в верхней части эластичен. В нижней части кривой все
наоборот: процентное изменение цены
невелико, а процентное изменение величины спроса - велико. Следовательно, в
нижней части кривой спрос неэластичен. Тот факт, что эластичность способна
изменяться при движении вдоль кривой спроса означает, что необходим осторожный
и взвешенный подход при утверждении о конкретной эластичности спроса на тот или
иной товар.
Для продавца эластичность спроса по ценам
на товар напрямую связана с его доходами. Доход, это цена, умноженная на
количество проданных единиц товара. На рис.3.7 приведено пять кривых спроса с
различной степенью эластичности по цене, показывающих зависимость дохода от
эластичности. На диаграмме доход
показан
как площадь прямоугольника под кривой спроса. В части “а” величина спроса
изменяется на больший процент, чем
цена, что приводит к увеличению дохода;
в этом случае говорят, что спрос эластичный. В части “b” величина спроса
слабо реагирует на изменение цены, то есть процентное изменение величины спроса
меньше, чем аналогичное изменение цены;
в этом случае уменьшение цены вызывает падение дохода, и тогда говорят,
что спрос неэластичный. Часть “в” иллюстрирует случай, когда изменение цены
вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так что общий
доход остается неизменным. При процентном изменении величины спроса,
эквивалентном процентному изменению цены, говорят, что это есть спрос с
единичной эластичностью. Экономисты, исследующие рынок, часто пытаются
определить именно кривые спроса с постоянной эластичностью, так как такие
кривые наиболее точно апроксимируют среднюю чувствительность покупателей к
изменению цен на тот или иной товар. Часть “г” иллюстрирует совершенно
неэластичный спрос, а часть “д” - совершенно эластичный спрос. Эти два крайних
случая не описывают кривых рыночного спроса реальной действительности, но
иногда бывают полезными как точки отсчета для построения теоретических моделей.
Что делает спрос на определенные виды
товаров относительно эластичным, а на другие товары относительно неэластичным
? Важным моментом, определяющим
эластичность спроса на товар, является доступность товара субститута
(товара-заменителя). Когда у товара имеется близкий товар-заменитель, то спрос
на этот товар имеет тенденцию быть относительно эластичным, поскольку люди при
повышении цены на основной товар легко и без ущерба могут перейти на товары-заменители.
Например, спрос на подсолнечное масло относительно эластичен, поскольку его без
ущерба можно заменить любым другим растительным маслом. Спрос же на сигареты
относительно неэластичен, поскольку для курильщиков нет альтернативы этому
товару. В изложенном заключено два следствия:
·
спрос
на товар становится тем более эластичным, чем уже и конкретнее он определен;
·
спрос
на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем спрос на тот же самый товар,
производимый во всей совокупности.
Товары-комплементы (взаимодополняющие
товары) также играют определенную роль в понятии эластичности. Если какой-либо
товар является менее эластичным комплементом важного товара, т.е. товара,
составляющего значительную долю бюджетного потребления, спрос на него обычно относительно
неэластичен. Например, бензин и машинное масло: цена на бензин имеет существенно большее влияние на то, сколько
человек ездит на машине, чем цена машинного масла. Поэтому спрос на машинное
масло неэластичен.
Одно из самых важных соображений,
определяющих эластичность спроса по цене - это временные рамки, в пределах
которых принимается решение о покупке. По некоторым причинам спрос на коротких
промежутках времени менее эластичен, чем на длинных периодах времени.
Во-первых, полное и абсолютное приспособление к изменению цены какого-либо
товара может потребовать изменений во всем виде и количестве покупательской
“корзины”. Во-вторых, увеличение цены одного товара стимулирует
предпринимателей развивать производство товаров-субститутов, являющихся
определяющим фактором эластичности. В-третьих, это очень медленная и
постепенная адаптация вкусов потребителей.
Реакция величины спроса на изменение в
цене - наиболее общее применение понятия эластичность, но не единственное.
Эластичность может быть использована для выражения реакции спроса на любое
условие, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса.
Одним из таких условий является доход потребителей. Эластичность спроса на товар по доходам определяется как отношение
процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению дохода.
Эластичность спроса по доходам D, используя формулу средней точки для
эластичности, можно выразить следующим образом:
ЕD = [(Q2 - Q1) (D1 + D2)] : [( Q1 + Q2 ) ( D2 - D1 )]
где: D1 - величина дохода до
изменения;
D2 - величина дохода после
его изменения.
Численное
значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и
низших товаров. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение
спроса. Для товаров низкого качества (низших товаров) увеличение дохода
потребителя вызывает уменьшение спроса, так как по мере роста доходов
потребители переходят на товары, которые гарантируют их высокое качество и
имеют положительную эластичность по доходам.
Эластичность спроса по доходам также
различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и
услуг эластичность спроса по доходам больше в долгосрочном периоде, так как
люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров
длительного пользования картина
обратная. Даже незначительное краткосрочное увеличение доходов приводит к
резкому увеличению объема текущих покупок таких товаров. Вследствии того, что
спрос на товары длительного пользования резко колеблется при краткосрочных
изменениях дохода, отрасли, производящие такую продукцию называют “цикличными”.
Как мы уже говорили, изменение цены на
один товар может явиться следствием изменения цены некоторого другого товара. Такие
экономические взаимоотношения могут быть выражены в рамках понятия перекрестной эластичности, которая
связана с понятиями товаров-субститутов и товаров-комплементов. Формула средней
точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней
точки для эластичности по цене, с той лишь разницей, что числитель показывает
процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменатель - процентное
изменение цены другого товара.
Экономические методы изучения спроса на
конкретные товары рассматривают все три вида эластичности: эластичность спроса по цене, эластичность
спроса по доходу и перкрестную эластичность.
Эластичность
предложения. Понятие эластичности можно использовать и для определения
реакции величины предложения на изменение цен. Формально эластичность
предложения товара по цене определяется как процентное изменение в величине
предложения товара, соотнесенное с процентным изменением цены данного товара.
Заметим, что формула средней точки для вычисления эластичности предложения по
цене совпадает с аналогичной формулой для вычисления эластичности спроса по
цене с той лишь разницей, что параметр
Q в числителе этой формулы
теперь обозначает величину предложения. Поскольку кривая предложения, по
которой изменяются параметры предложения и цены, имеет положительный наклон,
значения для эластичности имеют знак плюс.
На рис.3.8 представлен расчет
эластичности предложения по цене для двух кривых предложения: кривая
S1 постоянной эластичности, кривая S2 переменной эластичности. Одним
из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или
услуги является мобильность факторов его производства
и
выпуска. В данном случае термин мобильность подразумевает легкость, с которой
необходимые производственные ресурсы могут быть привлечены из других сфер,
равно как и обратная трансформация. Классическим примером мобильных ресурсов
является грузовой автотранспорт, а примером куда менее мобильных ресурсов
является специализированное оборудование для бурения нефтяных и газовых
скважин. Мобильность этого фактора производства имеет ограничение и в другом
плане - вложенные в бурение скважин средства не могут быть переориентированы на
иные цели.
Вторым важным соображением, определяющим
эластичность предложения, является время. Как и в случае со спросом,
эластичность предлоджения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных
интервалах. Частично это следует из мобильности ресурсов. На краткосрочных
временных интервалах выпуск многих видов продукции в первую очередь может быть
повышен за счет привлечения структурно наиболее гибких факторов производства -
увеличения числа занятых в данной сфере людей, или продления рабочего времени.
Однако, такие меры неэффективны, поскольку ведет к увеличению затрат на единицу
продукции. Если же фирмы ожидают увеличения спроса на свою продукцию на
длительный период, разумно вложить в развитие производства менее мобильные
и
специализированные ресурсы - оборудование и технологию. После реконструкции
производства возможно наладить выпуск большего объема продукции и по более
низким ценам.
С течением времени адаптация
производителей к новым рыночным условиям
(обучение персонала в процессе работы, изучение рынка и т.д.) улучшает
конъюнктурные возможности выпускаемой продукции, что приводит к увеличению
эластичности предложения.
Понятие эластичности играет очень важную
роль в микроэкономической теории, поскольку помогает выяснить поведение
потребителей и способствует определению стратегии фирм, максимизирующих свои
прибыли.