АИС кадастра.

 

Предпосылки для создания АИС кадастра.

 

Земля является богатством любого государства. Но без достоверного и полного учета, экономической оценки природных и хозяйственных ресурсов не возможно в условиях перехода на рыночную экономику, аренду, установления цен на землю и ее налогообложение осуществлять различные мероприятия по инженерному преобразованию территорий, вести хозяйственные и другие виды деятельности.

Управление территорией предполагает полное владение ситуацией, что означает наличие у органа управления точных сведений о состоянии управляемого объекта, достоверного знания о том, какие изменения в его состоянии произойдут при отсутствии управления, а какие - в случае тех или иных управляющих воздействий, как повлияют на динамику этих изменений возмущения внешней среды. Только после такого овладения ситуацией руководители получат возможность правильного выбора действий. Мировой опыт свидетельствует, что налоги на недвижимость являются основой формирования местных бюджетов. Инвестиции в создание кадастровых систем окупаются, как правило, за несколько лет.

            В настоящее время кадастр это:

¨    Систематизированный свод определенных сведений, составляемый на основе периодических  или  непрерывных  наблюдений над соответствующими объектами;

¨    Систематизированный свод данных, включающий качественную и  количественную  опись  объектов  или  явлений,  в  ряде случаев, с их экономической  (эколого – социально – экономической) оценкой. Содержит физико-географическую  характеристику, классификацию, данные  о  динамике, степени  исследовательности и указанной выше оценке с приложением картографических  и статистических материалов.

¨    Список, реестр, составленный официальным органом или учреждением.

            За время своего существования кадастр постоянно совершенствовался во всех направлениях: организационном, методическом, технологическом, форме представления данных. Развитие электронно-вычислительной техники в области кадастра в большей степени изменяет его в методическом и технологическом аспектах, в меньшей степени затрагивая изменение его организационной формы, назначений и задач.

Создание и ведение кадастра предусматривает: расширение информационной базы о территории, централизацию управления сбором, обработкой, хранением и выдачей разнообразной информации с целью ее систематизации и комплексного представления, многократное использование информации при разовом получении и оперативность ее представления потребителям. Все эти факторы вызывают необходимость автоматизирования основных процессов обработки информации кадастра с использованием современных приборов и средств вычислительной техники.

Готовность перехода от традиционного кадастра к сложной информационной системе обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых, в первую очередь, можно выделить следующие:

-     сложность управления разрозненными и несвязанными частями информационного обеспечения территории, необходимость системного подхода к управлению

-     значительный объем кадастровой информации (графической и семантической), необходимость ее детальной обработки и оперативного представления

-     совершенствование вычислительной техники, компьютеризацией отраслей народного хозяйства

Необходимость системного подхода к учету, анализу и оценке кадастровых данных  может быть достигнута только с внедрением автоматизации всех процессов кадастровой деятельности. Именно практическое внедрение автоматизированных методов поможет объединить и скоординировать деятельность различных ведомственных организаций и служб в одну общую АИС кадастра. Создание такой АИС упорядочит систему учета, анализа и оценки природного, хозяйственного,  экономического и правового состояния объектов недвижимости, повысит оперативность и снизит себестоимость работ.

Не менее важной предпосылкой создания АИС явился бурный рост средств вычислительной техники, особенно персональных ЭВМ. Как показал анализ развития кадастра за рубежом, фактор автоматизации развился из естественной потребности преобразования методов управления кадастровой информацией, которая выразилась в необходимости корректировки информационных кадастровых массивов, их универсализации и систематизации.

            Компьютеризация, охватывающая все отрасли деятельности человека, приводит к тому, что накопление данных на ЭВМ является не только технологическим требованием, но и более дешевым способом по сравнению с хранением на бумажных носителях. Резко возрастает эффективность и производительность, а так же престижность труда специалистов, занятых обработкой информации, в связи с появлением персональных ЭВМ.

Основанием для разработки АИС кадастра является: распоряжение Правительства Москвы и Роскомзема от 19 апреля 1993 г. № 778- РП-5/597 "О создании автоматизированной информационной системы (АИС) городского земельного кадастра"; Постановления правительства РФ №932 от 03.08.96 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"; распоряжение Мэра Москвы от 05.01.95 № 2-РМ "О создании государственного земельного кадастра Москвы".

АИС ЗК относится к пространственной информационной системе, то есть к такой системе, которая занимается обработкой, хранением и выдачей информации, связанной с пространственным положением объектов.

 

Требования к информационным ресурсам

 

Общие требования к информационным ресурсам.

 

·        Требования к информационному обеспечению:

o       доступ к открытой информации должен быть максимально облегчен;

o       информация должна быть достоверной и актуальной, содержать характеристики объектов недвижимости (земельный участок) на текущий момент времени;

o       информация должна быть достаточно полной и отвечать требованиям, которые предъявляются к земельно-имущественному кадастру;

o       информация должна быть классифицирована по уровню конфиденциальности.

·        Требования по взаимодействию АИС ГЗК с информационными ресурсами различных уровней иерархии и проблемной ориентации:

v     При формировании структуры и системы показателей АИС ГЗК с учетом организационной иерархии и проблемной ориентации информационных ресурсов следует:

o       определить схему взаимодействия информационных ресурсов федерального, регионального и районного уровней;

o       провести анализ информационных потоков между ними;

o       сформировать состав показателей и схему обмена информацией по каждому уровню.

v     Выявить существующие двухсторонние информационные потоки и провести анализ каждого направления информационного потока отдельно.

v     При анализе информационных потоков определить и описать основные аспекты информационного взаимодействия:

o       объекты информационного взаимодействия - составляющие БД;

o       требования по конвертации информации и обменные форматы данных.

v     Провести анализ "горизонтальных" и "вертикальных" информационных потоков, с учетом интеграции земельно-кадастровой информации с регистрами, реестрами баз данных, которые входят в общегородскую информационную систему.

v     Провести анализ обмена информации при оформлении земельно-правовых документов в ТОРЗе и в центре (оперативное управление) между всеми организациями, которые участвуют в процессе землеотвода и оформления гражданских сделок с недвижимостью.

 

Требования к описанию информационных ресурсов АИС ГЗК.

 

·        Каждый информационный ресурс (характеристики земельного участка как объекта недвижимости и другая информация, связанная с экономико-правовыми вопросами регулирования землепользований) должен быть представлен следующей совокупностью своих признаков и характеристик:

-         назначением, с указанием категорий его потребителей (включая локальных и территориально удаленных пользователей);

-         составом информации, с указанием среднестатистических и максимальных объемов, периодичности обновления и сроков хранения;

-         перечнями используемых классификаторов;

-         типами информационных носителей, используемых для хранения содержательной информации;

-         источниками происхождения информационного ресурса, инструментальных средств его создания, способов регистрации и сбора информации;

-         распределением информационных ресурсов по подсистемам АИС ГЗК, принадлежащих разным уровням иерархии и внешним источникам.

·        Для каждого вида информационных ресурсов определить наименьшие единицы информации (домены), их семантику и структуру, способы конструирования композиционных информационных структур данных и базовые процедуры обработки. Представить данные об информационных доменах, изменяемых во времени и способах регистрации этих изменений.

·        Сформировать перечень задач, решаемых с использованием каждого рассматриваемого вида информационных ресурсов.

·        Провести дополнительный анализ целесообразности перевода на магнитные, оптические, магнитооптические или иные машинные носители информационных ресурсов, размещаемых и хранящихся в настоящее время на бумажных или иных "традиционных" носителях и ориентированных в дальнейшем на использование внешними потребителями.

·        Разработать технические решения по обменным форматам (при интеграции с другими информационными ресурсами), унифицированным средствам доступа в/из среды СУБД других типов.

·        Дать анализ источников и потребителей информации по всем видам информационных ресурсов АИС ГЗК с представлением схем интеграции и агрегации данных - на уровнях БД или их отдельных полей.

·         Построение классификаторов АИС ГЗК должно быть организовано на единой системной основе и связи с общероссийскими классификаторами.

·        Создания единого информационного пространства земельно - имущественного комплекса города.

·        Разработка АИС ГЗК должна выполняться с учетом создания единого информационного пространства для отраслевых автоматизированных информационных систем организаций "земельно - имущественного" комплекса города и тесно с ним связанных:

-         Комитет по управлению имуществом города;

-         Фонд имущества города;

-         Государственная налоговая инспекция города (ГНИ);

-         Бюро технической инвентаризации (ГорБТИ);

-         Регистрационная палата (РП);

-         Региональный аналитический центр (РАЦ).

·        Единое информационное пространство обеспечивается:

-         выработкой единого методологического подхода и организации мониторинга административного и территориального деления города;

-         ведением оперативной кадастровой карты для учета и присвоения кадастровых номеров объектов недвижимости;

-         согласованными форматами представлениями, семантическим содержанием словарей, классификаторов, справочников, протоколами обмена;

-         согласованной технологией информационного взаимодействия, включая актуализация/обмен базами данных, словарями, классификаторами;

-         согласованными программно-технологическими средствами телекоммуникационного взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде;

-         согласованными программными средствами конвертирования/отображения справочников и словарей баз данных.

·        Взаимодействие АИС ГЗК с тематическими базами организаций имущественного комплекса обеспечивается путем доступа организаций имущественного комплекса по определенному регламенту к данным АИС ГЗК.

 

Требования к технологии функционирования

 

·        Технология функционирования АИС ГЗК определяется набором правил, инструкций и процедур, направленных на взаимодействие всех баз данных, системы телекоммуникационной связи и ручных процедур ведения земельно-имущественного кадастра (регистрация земельно - правовых документов, Поземельная книга и т.д.).

·        Все технологии и технологические процедуры утверждаются председателем комитета.

·        При разработке автоматизированных технологий функционирования АИС ГЗК необходимо учитывать постоянные изменения и развитие земельного права и порядка оформления земельно - правовых документов. Все разработанные технологии формирования баз данных должны быть, по возможности, устойчивыми по отношению к изменению процедур оформления земельно - правовых документов.

·        Технология создания и ведения баз данных АИС ГЗК должна строго регламентировать все процедуры ввода, изменений, удалений информационных записей в рабочих и эталонной базах данных, защиты данных, передачи их пользователям.

 

Требования к организационно - правовому обеспечению

 

·        Законодательное и организационное обеспечение создания и функционирования АИС ГЗК включает:

o       федеральные законы о земле, недвижимости, информации;

o       нормативные акты города (субъекта федерации) о земле, недвижимости, по землеустройству, обмену информацией;

o       нормативное определение понятий, которые являются базовыми для создания земельного кадастра;

o       методические разработки, которые необходимы для внедрения новых информационных технологий.

·        В состав подготовительных мероприятий входят:

o       организация мониторинга административного, территориального и кадастрового деления города;

o       разработка методики присвоения кадастровых номеров земельным участкам и объектам недвижимости;

o       организация мониторинга наименований улиц и адресации объектов недвижимости;

o       разработка и ведение (мониторинг) словарей и классификаторов;

o       организация мониторинга градорегулирующей информации (красные линии, охранные зоны и т.д.).

·        Для организации мониторинга необходимо определить:

o       кто ведет эталон базы данных (справочника, классификатора);

o       регламент внесений изменений;

o       регламент распространения рабочих копий.

·        В законодательном порядке должны быть даны следующие базовые для АИС ГЗК понятия: территория города, земельный участок, нормативы точности определения координат границы земельного участка в зависимости от его размера и кадастровой оценки.

·        Необходимо нормативно определить технические требования к каждой технической, экономической и юридической характеристики земельного участка, которые содержатся в кадастровом деле.

 

Требования к техническим средствам

 

·        Технические средства должны обеспечивать выполнение функций/задач системы.

·        Компьютерная сеть АИС ГЗК объединяет автоматизированные рабочие места (АРМ), размещенные в центральном офисе и в территориальных подразделениях (ТОРЗах).

·        Структура единой сети строится по принципу информационного объединения локальных вычислительных сетей, обслуживаемых своим сервером, с вычислительной сетью, обслуживаемой сервером центральной базы данных. Серверы выполняют роль центров коммутации, хранения, обработки и обмена информации и обеспечивают логическую связь всего комплекса решаемых задач.

·        Взаимодействие рабочих мест с базами данных должно осуществляться по технологии клиент/сервер. К АРМам предъявляется требование обеспечить возможность работы в качестве клиента СУБД.

·        Вычислительные мощности, расположенные в территориальных подразделениях (ТОРЗах) должны объединяться в локальные сети. Локальные сети ТОРЗов объединяются вместе с вычислительными мощностями центрального аппарата в территориальную сеть. Специальная оптоволоконная локальная сеть предназначена для обработки закрытой информации. Эта сеть объединяет АРМы сотрудников, работающих с закрытой информацией и сервер базы данных, на котором располагается эта информация.

·        В состав системы должен входить учебный программно-технический комплекс, на котором проходят обучение сотрудники комитета и других заинтересованных организаций.

 

Требования к общесистемным программным средствам

 

·        Общесистемные средства должны обеспечивать:

o       поддержка средств ядра системы;

o       накопление, хранение и управление структурированными данными;

o       контроль и защиту данных от несанкционированного доступа;

o       управление данными на семантическом уровне;

o       разработку и реализацию прикладных программ различного уровня взаимодействия с данными и системными средствами;

o       администрирование, документирование процессов обработки данных;

o       многопрограммную и много пользовательскую обработку данных.

·        Операционная система должна обеспечивать:

o       возможность работы на ЭВМ различных архитектур;

o       независимость прикладных программ от конкретных реализаций вычислительных систем;

o       обеспечением прозрачности работы со всеми основными сетевыми протоколами (TCP/IP; RPC/XDR; NFS и др.) независимо от физической реализации (волоконно-оптические линии, коаксиальные кабели).

·        Каждое рабочее место должно содержать средства доступа через сетевую систему к системе коллективного доступа (информационному пулу) комитета, организуемому для предоставления сотрудникам комитета возможности обмена между собой и руководством сопроводительной корреспонденцией. Информационный пул должен располагаться на центральном сервере.

 

Требования к прикладным программным средствам.

 

·        Прикладное программное обеспечение (ПО) должно обеспечивать совместно с общесистемными средствами и ядром системы весь технологический цикл ведения рабочих и эталонной баз данных, обслуживание информационных запросов и функционирование всех подсистем АИС ГЗК.

·        Подсистема включает вопросы работы с режимными объектами, защита информации от НСД, защита каналов связи, разграничение доступа к информации АИС ГЗК.

·        Технический проект должен предусмотреть выполнение нормативных требований по работе с режимными объектами, защите информации от НСД, защите каналов связи, разграничение доступа к информации АИС ГЗК.

 

Требования безопасности и условия эксплуатации

 

·        Комплекс технических средств аппаратуры передачи данных должен обеспечить трехсменный (круглосуточный) режим работы.

·        Ежедневное, еженедельное, ежемесячное, ежеквартальное, полугодовое, годовое профилактическое обслуживание и ремонт технических средств должен выполняться инженерно - техническим составом управления эксплуатации согласно инструкциям по технической эксплуатации КТС.

·        Комплекс технических средств (КТС) АИС ГЗК должен соответствовать требованиям техники безопасности, основными из которых являются:

o       все внешние элементы технических устройств, находящиеся под напряжением, должны иметь защитное заземление;

o       технические устройства должны быть установлены в местах, обеспечивающих свободный и безопасный доступ к ним при эксплуатации и проведении профилактического обслуживания;

o       сотрудники, которые работают на КТС, должны проходить обучение и аттестацию на 1-ю квалификационную группу по технике безопасности до 100в.

Требования к надежности

 

Требования к надежности КТС.

 

·         В целях обеспечения надежности функционирования должно быть использование дублирование основных элементов системы.

·         Надежность АИС ГЗК должна обеспечиваться:

-         выбором надежного оборудования и его структурным резервированием;

-         организацией системы бесперебойного питания;

-         выбором топологии компьютерной сети, обеспечивающей вариантность маршрутизации потоков информации;

-         дублированием носителей информационных фондов;

-         строгой регламентацией доступа к ресурсам системы;

-         использованием средств защиты линий связи;

-         другими техническими, организационными или административными мероприятиями.

·         Требования к защите баз данных от ошибочных действий персонала должны содержаться в соответствующих инструкциях персоналу, принимающему участие в эксплуатации системы. Эти инструкции должны:

-         однозначно разграничивать функции персонала;

-         быть непротиворечивыми;

-         содержать указания о действиях в сбойных ситуациях, как в автоматизированном режиме работы, так и при выполнении ручных технологических операций (меню, подсказки, контрольные точки, архивы и т.д.).

 

Требования к системе сохранности информации.

 

·        Информация в АИС ГЗК не должна теряться при сбоях рабочих накопителей. Для этого должны производиться резервные копии базы данных. Стандартные средства резервного копирования и программная поддержка бесперебойного питания включаются в сетевое программное обеспечение серверов ЛВС. Система должна иметь механизмы дублирования информации, например зеркальным копированием дисков (Disk-Mirroring) или дублирования дисков.

·        Перед созданием резервной копии системного диска необходимо контролировать корректность информации на диске. Для этого производится проверка работоспособности системного обеспечения, размещенного на диске, и целостность самой файловой системы. Должны проверяться маски доступа и идентификаторы владельцев файлов. Контрольная сумма может вычисляться либо с помощью хеш-функции MD5, либо с помощью соответствующего режима по ГОСТ 28174-89.

·        При создании резервной копии файловой системы, вместе с содержимым файлов должны сохраняться и данные о владельце файла, группе файла и его маска доступа.

·        Следует рассмотреть возможность использования в качестве более эффективного (но и более дорогостоящего) средства защиты данных от сбоев дисковых массивов RAID (уровни RAID 3 и RAID 5).

·        В качестве средств обеспечения сохранности информации АИС ГЗК необходимо ее регулярное архивирование. Для этих целей один из серверов должен выполнять роль выделенного архивационного сервера, позволяющего восстанавливать информацию на любом из серверов сети.

 

Требования унификации, стандартизации, технологичности.

 

·        Система должна разрабатываться в соответствие с распоряжением мэра Москвы от 31.10.95г №576-РМ "Об упорядочивании работ по информатизации работ Московской городской администрации".

·        Система должна разрабатываться на основе сертифицированного технического и общесистемного программного обеспечения. Прикладное ПО разрабатывается по модульному принципу с тем, чтобы изменения внешней среды на приводили к масштабным переделкам.

·        Элементы программно - технических средств должны иметь соответствующие лицензии и сертификаты.

В недалеком будущем автоматическая информационная система Земельного кадастра постепенно преобразуется в большую геоинформационную систему.

Появление спутников и систем дистанционного зондирования привело к накоплению большого количества информации о поверхности Земли и поставило задачу обработки этой информации. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что главная трудность в решении проблем автоматизации связана с отставанием теории создания и использования подсистемы отображения карт.

Необходимость проанализировать географическое расположение явлений и объектов, их количественные и качественные характеристики при помощи карты возникает у представителей различных профессий. Прежде всего, это, конечно, управляющие структуры, владеющие большими массивами информации, на основе которой принимаются решения. В картографических данных также нуждаются специалисты, оценивающие и прогнозирующие состояние какой-либо области человеческой деятельности, например, рынка недвижимости, загрязнения территории и т.п. Отсутствие системного подхода существенно сдерживает развитие автоматизированного картографирования и геоинформационных систем.

 

 

Литература:

1.             Учебные и методические материалы к.т.н. Ю.А. Крюков. Земельный кадастр как информационное обеспечение рынка недвижимости Приложение №7. Проект Технического задания на создание государственного земельного кадастра г. Москвы

2.             Федеральная целевая программа "Государственная автоматизированная система земельного кадастра РФ" (проект) Роскомзем 1995г.

 

 


[ Назад ] [ Вперед ]

[ вернуться к содержанию ]